Повышение эффективности управления процессом аудита на основе применения интегрированных информационных систем

Одной из ключевых проблем автоматизации аудита остается разрозненность и неунифи-цированность используемых клиентом платформ, в результате чего информация аудитором генерируется из большого числа невзаимосвязанных, плохо интегрированных между собой систем. На настоящем этапе перехода к рынку особую актуальность в процессе управления на предприятиях приобретает концепция систем поддержки принятия решений (СППР), представляющих собой интерактивные ИС и осуществляющих поддержку всех стадий процесса принятия решений, моделирования их результатов на основе набора аналитических технологий.

Данное обстоятельство обусловливает высокую потребность в разработке мобильной автоматизированной ИС аудита, позволяющей делать запросы и глубокий поиск в базах данных (БД) клиента, на основе знаний и опыта специалистов аудиторов-аналитиков формировать базы аудиторской информации, проводя рассуждения по заложенным в алгоритм правилам в разрезе программ проверки с учетом целевой направленности аудита.

С точки зрения положений теории систем аудит представляет собой сложную систему, включающую в себя различные функциональные (в разрезе видов аудита и сопутствующих ему услуг) и обеспечивающие подсистемы (информационные, технические программные и т.д.), которые между собой взаимосвязаны.

Процесс аудиторской проверки, представляющий собой совокупность подсистем (этапов аудиторской проверки), взаимосвязанных между собой не только технологически, но и экономически, можно представить как бизнес-систему, в которой экономические ресурсы (информация клиента) посредством различных организационно-технических и интеллектуальных процессов преобразуются в новые знания — продукт труда аудитора.

В качестве объекта аудита выступают активы и пассивы организации, а также система внутреннего контроля, компьютерной обработки данных и т.п. Информация о состоянии объекта аудита представляет набор количественных и качественных показателей, собранных из внешних и внутренних источников. Эта информация через систему связи, представляющую совокупность информационных потоков, представленных учетной, нормативной, технической, технологической и другой информацией о состоянии объекта аудита, поступает в управляющую систему.

Та в свою очередь осуществляет обратную связь посредством выработки аудиторского решения, воздействующего на объект аудита и представлена лицом, принимающим решения (ЛПР), к которому относится аудитор-специалист, а также инструментальными средствами, осуществляющими поддержку принятия решений. Аудитор при принятии решения учитывает огромное число разнообразных, как формализованных так и не поддающихся формализации факторов (организационных, психологических, социальных и т.п.), представить которые в виде единственного критерия удается в редких случаях. При этом существенные дополнительные трудности привносятся не только за счет сложности и неточности рассматриваемых проблем, но и за счет формирования каждым аудитором своего субъективного профессионального мнения об анализируемой ситуации, которые в сравнении между собой могут существенно отличаться.

Одним из факторов принятия эффективного аудиторского решения, учитывающего многогранность решаемой проблемы управления аудиторским процессом, является организация его ИС, которая должна максимально учитывать сведения об аудируемой организации с точки зрения достоверности, полноты, существенности, актуальности и адекватности. Кроме того, развитие ИТ автоматизации аудита ста-новится объективной необходимостью и обусловлена ростом значения качественного информационного обслуживания процесса управления аудитом, бурным развитием технических возможностей современных ЭВМ. Таким образом, встает вопрос о разработке автоматизированной ИС аудита, главной функцией которой является аккумулирование всех информационных потоков аудиторской информации с целью ее приращения на основе опыта и знаний специалистов — аудиторов-аналитиков.

В зарубежной аудиторской практике используются различные виды ПО.

Молодой сегмент рынка ИТ в странах ближнего зарубежья также развивается и предлагает ряд ПП, новинки и наиболее популярные из них были представлены на специализированной финансово-экономической выставке «Бухгалтерский учет и аудит-2010». Сейчас в различных изданиях многими ав-торами уделяется значительное внимание к классификации ПП, их сравнительному анализу, описанию преимуществ и недостатков предлагаемых на рынке решений. На основании изученной литературы автором сделана попытка обобщенной классификации основных видов ПО (более 30 видов) аудита как объекта ИС.

Можно выделить пять групп инструментальных средств аудита:

  1. Специальные ПО и программы автоматизации управленческих функций, реализуемые в ПП AuditNET, AuditXP, «Комплекс «Аудит», «IT Audit:Аудитор» и прочие, позволяющие автоматизировать не только сам процесс аудиторской деятельности, но и управленческие функции аудиторской организации.
  2. Программы финансового анализа и их отдельные модули, программно реализуемые в Project Expert, Audit Expert, «1С Предприятие», используемые для оценки финансового состояния проверяемого предприятия и основ тенденций его развития, выработки стратегических и тактических аудиторских решений.
  3. Справочно-правовые системы юридически обработанной и оперативно обновляющейся правовой информации, используемой аудиторами, в сочетании с поисковыми и иными сервисными программными инструментами, реализуемые в «Консультант-плюс», справочник аудитора, ЮСИС «Аудит» и т.д.
  4. Офисные программы, представленные в виде табличных и текстовых процессоров, а также системы управления БД, позволяющие производить арифметические подсчеты отдельных операций, оформлять результаты аналитических исследований аудитора в виде графиков, схем, диаграмм.
  5. Специальные статистические пакеты общего назначения, позволяющие самостоятельно организовывать проведение отдельных этапов аудиторской проверки неспециализированными программными пакетами (STATISTIKA, MATLAB) .

Вместе с тем при существующем многообразии в странах ближнего и дальнего зарубежья специализированного ПО в отечественной аудиторской практике используются ПП, которые являются не более чем «электронными блокнотами», предназначенными для автоматизации рабочих записей.

Первой ласточкой на пути внедрения ИТ в отечественном аудите является программа «Документация аудитора», предназначенная для авто-матизации деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Ее применение позволяет организовать работу в соответствии с действующими

Правилами аудиторской деятельности, снизить издержки на разработку собственных внутренних стандартов. Революцию в методологии отечественного аудита произвела СППР «Аудит» — аудиторская технология, реализуемая на этапе предварительного планирования аудита и заключения договора, которая может использоваться как аудиторской организацией, так и реальными потенциальными клиентами.

Особое внимание вопросам построения информационного общества в Республике Беларусь уделяется Президентом и правительством. На сегодняшний день разработан План мероприятий на 2011-2015 годы, который находится на рассмотрении в правительстве, планируется утверждение программы «Электронная Беларусь-2», в контексте государственной политики, направленной на формирование единого информационного пространства.

В связи с этим вполне естественной и закономерной является разработка эффективных способов внедрения современных ИТ в процесс аудита при условии соблю-дения важнейших принципов: системности, непрерывности и комплексности. Основные направления информатизации можно взять за основу выработки главных направлений внедрения современных ИТ в аудит в контексте одного из приоритетных направлений в реальном секторе экономики Республики Беларусь.

Несмотря на наличие разработок в области СППР на рынке ПО отсутствуют инструментальные средства компьютерной поддержки принятия аудиторских решений, ориентированные на пообъектный аудит, аналитическую обработку данных в тесной взаимосвязи с компьютерной системой бухгалтерского учета клиента. Система должна позволять в режиме реального времени или с достаточной для работы оперативностью формировать единый массив данных путем создания многопользовательской информационной базы. Она должна быть соединена через компьютерные сети с компьютерными ИС аудируемьгх субъектов, с аудиторами как внутренними, так и внешними.

Немаловажным фактором является открытость такой системы к доработке программы, моделированию в соответствии с целями и задачами пользователей, а также то, чтобы в программах была заложена возможность увязки существующего ПО с наращиваемыми программами. Отечественные бухгалтерские программы, к сожалению, пока не удовлетворяют вышеперечисленным требованиям, в частности, лидер в отечественной учетной практике программный продукт 1-С Бухгалтерия, ориентированный на пообъектный учет (с учетом отраслевых особенностей субъектов хозяйствования) не позволяет в полной мере решать задачи аудита в силу отсутствия соответствующих модулей.

Предлагается решение поставленной задачи в разработке мобильной ИС аудита, интегрированной в корпоративную ИС, которая должна являться надстройкой системы бухгалтерского учета.

Использование такого подхода в автоматизации аудиторских работ позволит более оперативно, с наименьшей трудоемкостью и на качественно новом уровне решать разнообразные задачи. В их числе:

  • — ускорение процессов получения и обработки информации из БД клиентов в необходимых для аудитора форме и объеме, с соответствующей аналитической группировкой и обобщением;
  • — создание БД о выявленных нарушениях с указанием их характера со ссылкой на нормативную базу, сумм нанесенного государству ущерба, методов их раскрытия и проведения последующего анализа эффективности контрольно-аудиторской деятельности;
  • — возможность конвертации бухгалтерской системы клиента в программную среду аудиторской системы;
  • — использование возможностей редактирования текстов и электронных таблиц при составлении  аудиторского заключения, рабочей документации и т.д.
  • — повышение интеллектуальной составляющей аудита за счет внедрения модифицированных методик, основанных на расширении аналитического инструментария и т.д.

ИС аудита представляет собой совокупность потоков информации между отдельными ее элементами. Аудит, базирующийся на обработке и анализе значительного объема информации, предполагает проведение соответствующей аналитической работы, исходя из чего информационная система рассматриваемой предметной области ориентирована главным образом на аналитическую обработку данных.

Первый уровень — оперативный. Информация является стратегическим ресурсом, который аудируемый субъект получает из внешней среды и накапливает во внутренней. Аудитор интерпретирует ее с целью последующего использования для выработки аудиторского решения. Составным элементом оперативного слоя является корпоративная БД клиента, представляющая собой совокупность внутренних и внешних источников информации.

Второй уровень — аналитический. Представляет собой систему поддержки принятия аудиторских решений и имеет в своем арсенале целое семейство продуктов, включающих в себя средства аналитической обработки аудиторских доказательств с целью обеспечения методической и информационной поддержки подготовки принятия решений на всех этапах аудиторской проверки на основе анализа и прогноза параметров аудита. Анализ аудиторских доказательств может проводиться как традиционными методами, так и интеллектуальными, активно используемыми во многих областях отечественной и зарубежной практики. Результаты исследования показали, что  аудитор сталкивается с проблемой выбора единственно правильного решения  в условиях неопределенности, когда для поиска альтернативы существенное значение имеют факторы, не поддающиеся формализации. Одним из способов практического преодоления данной проблемы является использование методов поддержки принятия решений, в рамках которых опыт и неформализованные знания аудитора сочетаются с математическим исследованием. Согласно авторскому подходу, все методы аудита можно разделить на три группы:

  • — традиционные (инспектирование, наблюдение, опрос, сопоставление, сравнение, группировка, подтверждение и т.д.);
  • — методы поддержки принятия решений (метод анализа иерархии СААТИ, методы теории нечетких множеств, методы деревьев решений и т.д.);
  • — экономико-математические, статистические методы (финансовый анализ, матричный анализ, метод корреляционно-регрессионного анализа, метод дисперсии дискретной случайной величины и т.д.).

Третий уровень — стратегический. Результаты проведенного анализа аудиторских доказательств позволяют наиболее полно отразить сложившуюся ситуацию, а также показывать выявленные закономерности, которые аудитор не мог бы выявить самостоятельно.

Тем самым полученные знания помогают принимать обоснованные аудиторские решения и вырабатывать оптимальную стратегию аудиторской проверки, вносить в нее мотивированные коррективы.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *