Промышленная и структурная политика: новая промышленная система

Из определения «мягкой» промышленной политики можно прийти в выводу о том, что промышленная политика в итоге попросту сводится к инновационной политике. Тем не менее промышленная политика является отдельной, самостоятельной сферой в рамках экономической политики государства, использующей ряд таких инструментов, что и инновационная политика. Е.Н. Смирнов приводит и другую классификацию видов промышленной политики — «горизонтальная и вертикальная». Для стран со слаборазвитой экономикой характерна вертикальная политика, которая предполагает усиление конкурентных позиций за счет стимулирования отдельных отраслей и предприятий. На формирование приоритетов чаще всего влияет степень лоббирования. Льготы являются основным инструментом государственной поддержки. В свою очередь горизонтальная промышленная политика направлена на создание равных условий для всех отраслей. Такая политика характерна для Европейского Союза.

В российской практике часто используется термин «структурная политика» (или «структурные реформы») как аналог промышленной политики. Это подразумевает такие институциональные преобразования, как приватизация, реформа монополий, поддержка малого бизнеса и т.д. В связи с этим, российский экономист Л.И. Абалкин определяет промышленную политику как направление структурной политики или систему мер, направленных на прогрессивные изменения в структуре промышленного производства в соответствии с выбранными целями и приоритетами». При этом в различных публикациях все же существуют расхождения и путанила по поводу соотношения терминов: структурная, промышленная и отраслевая политика. Б.Н. Халимбекова утверждает, что структурная политика является лишь одним из направлений промышленной политики наряду с инновационной и инвестиционной.

В данном случае такая категория «структурная политика» является более узкой. При этом допускаем, что данное понимание основывается на определении Л.И. Абалкина из экономической энциклопедии, в которой он рассматривает структурную политику как составную часть промышленной политики, которая «…предполагает определенные институциональные преобразования. Они необходимы как для реструктуризации традиционных базовых отраслей промышленности (угольной, сталелитейной, текстильной), так и для селективной поддержки новых наукоемких отраслей и отдельных предприятий», тогда как промышленная политика определяется как «… комплекс принципов и мер государственного воздействия на распределение ресурсов в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировых рынках, корректировки рыночных механизмов в случае фиаско рынка».

При подобном однозначном определении возникает еще больше путаницы и неопределенности, нет сомнений в том, что структурная политика является составной частью национальной экономической политики, и является ее подсистемой наряду с такими ее направлениями, как инновационное, промышленное, научно-техническое и др. В ряде случаев цели промышленной и структурной политики могут совпадать и тогда «… структурная политика определяется как система мер со стороны государства и бизнеса, направленная на повышение в структуре хозяйства доли высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках».

Структурная политика обладает набором характерных черт и трактуется как «…видение, понимание и знание государством основных структурных элементов и блоков экономики, а также закономерностей их формирования и взаимодействия»; в своем роде она «…выражает отношение государства к конституции, основным пропорциональным связям, структуре основных процессов и их взаимозависимости, определяет цели, задачи, направления, формы и методы деятельности государственных органов…». Таким образом, структурная политика это политика государства в отношении структуры экономики в целом либо отдельных ее частей (производственной, отраслевой и т.п.); в свою очередь промышленная политика является составным элементом структурной политики.

Другие российские ученые трактуют промышленную политику с позиции товарного производства, как «…составной элемент стратегии государственного строительства, направленный на превращение отечественной экономики в одного из мировых лидеров по параметрам технологичности, производительности и качества. Вместе с тем эффективность реализации промышленной политики зависит от того, насколько четко понимаются ее приоритеты, выверена последовательность тех или иных действий и решений, определены формы взаимодействия органов государственной власти, общественных институтов, учреждений науки». По нашему мнению, данное определение является неточным, так как таким образом можно определить и инновационную, и научно-техническую политику.

По сути, во всех этих определениях промышленная политика отождествляется с механизмом ее реализации, либо подменяется понятиями экономическая, социальная политика и т.д. В таком определении промышленная политика предстает как система, т.е. она предусматривает связь составных элементов в ее входящих, а также взаимодействие с остальными видами государственной политики, такими, как социальная, экологическая и др. В.Г. Завадников приводит более подробные примеры отличий промышленной политики от других видов государственной политики.

А.И. Татаркин сводит сущность промышленной политики к оказанию эффективной поддержки приоритетным видам деятельности. Так как целью промышленной политики является создание высокотехнологичного и наукоемкого промышленного комплекса, то непременным условием будет являться изменение структуры производства и, в свою очередь, если в результате структурной перестройки «…утверждается новый доминирующий технологический уклад, благодаря перераспределению ресурсных потоков возникает новый тип отраслевой структуры, а в итоге институциональной структурной перестройки создается механизм воспроизводства новой отраслевой структуры, то можно говорить о появлении новой промышленной системы, под которой мы понимаем качественно определенную совокупность связей, отношений между субъектами различных видов производственной деятельности, отражающую достигнутый уровень общественного разделения труда и позволяющую обеспечить реализацию потенциала сформировавшегося технологического уклада, сложившегося типа отраслевой структуры новой технико-экономической парадигмы». Из данного определения очевидно, что цель промьшгленной политики автор видит в формировании и переходе к новому технологическому укладу.

Из приведенных выше определений становится ясно, что промышленную политику необходимо рассматривать как в узком, так и широком смысле. С одной стороны, промышленная политика — это отраслевая политика. Если же рассматривать ее в более широком аспекте, то она будет выходить за рамки отдельных отраслей и проблем, присущих данным отраслям.

В таком случае принимаемые решения будут исходить из общереспубликанской экономической политики и зависеть от ряда факторов, например, входит ли данная отрасль в число приоритетных, какова концепция вхождения на мировой рынок, существует ли в государстве национальная система управления инновациями и т.д. Таким образом, любая экономическая политика, проводимая государством, будет включать элементы промышленной.

Итак, промышленная политика — это система целевых воздействий на хозяйственные процессы в промышленной сфере для достижения необходимых конфигурационно-целевых результатов, в том числе обеспечение высоких темпов экономического роста, модернизацию технологической базы, повышение качества отечественной промышленной продукции и т.д.

Индустриальное производство во многом определяет технико-технологический уровень других отраслей хозяйства и социальной сферы, а ее положительная динамика предопределяет успешное развитие социума, а его социально-институци-онально-конституировано-субстационарно-онтологических характеристик.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *