Распределение инновационного фонда среди работников предприятия

В числе важнейших приоритетов Республики Беларусь названа активизация инновационной деятельности. Однако при недостатке инвестиционных ресурсов необходимо сделать упор на внедрение капиталосберегающих инноваций и развитие креативного потенциала предприятий.

Создание условий для реализации креативного потенциала персонала предприятий через установление связи между доходами его работников и конечными результатами деятельности предприятия, определение критериев инновационной деятельности, уточнения алгоритма распределения экономической (сверхплановой) прибыли обусловили актуальность исследования.

В настоящее время проблемам инновационной деятельности, мотивации труда, распределению прибыли посвящено достаточно много как учебной литературы, так и научных работ. В известных трудах Д. Риккардо и К. Маркса рассмотрены и проблемы трудосберегающих и капиталосберегающих технологий для обоснования уровня заработной платы наемных работников. Широкое признание получила классификация, предложенная в работах Хикса и Робинсона.

Большой вклад в решение проблем инновационной деятельности внесли российские и белорусские ученые В.Г. Бунин, С.Ю. Глазьев, Л.Н. Нехорошева, Р.С. Седегов, М.М. Коллонтай. Однако аспекты мотивации инновационной активности персонала предприятий не получили пока достаточного освещения в теории и имеют ограниченное применение на практике.

В Республике Беларусь пока мало примеров применения предельных измерений для обоснования эффективности организационных инноваций как увеличивающих предельную производительность труда, что в свою очередь является базой для определения уровня оплаты труда. Не получила пока в республике развитая точка зрения Й. Шумпетера о заинтересованности предпринимателей в получении экономической прибыли на основе нового сочетания факторов производства за счет внедрения инноваций.

Основная часть

При заключении соглашения между собственниками (работодателями) предприятия и работниками о развитии инновационной деятельности могут быть оговорены условия роста предельной производительности труда как источник роста средней заработной платы, так и условия отчислений из прибыли для распределения между наемными работниками.

Однако если собственники установили необходимый им объем чистой прибыли, то могут быть сформулированы и условия распределения сверхплановой чистой прибыли. Например, по системе Скэнлона сверхплановая прибыль распределяется между собственниками и наемными работниками в соотношении 25:75%. В данной работе мы рассматриваем только распределение сверхплановой прибыли.

В основу алгоритма распределения фонда мотивации инновационной деятельности среди ее участников заложены следующие принципы: иерархический; приведение в соответствие организационной структуры управления и прозрачности планирования фонда мотивации инноваций; доведение плановых фондов оплаты труда до структурных подразделений; введение коэффициентов квалификационного уровня (ККУ) работников предприятия.

Сверхплановая чистая прибыль предприятия распределяется между собственниками и наемными работниками в согласованном ими соотношении перед началом планового периода. Распределение может производиться ежемесячно с целью необходимого стимулирования инновационной деятельности работников предприятия. В случае невыполнения плана по чистой прибыли ее распределение между наемными работниками не про-изводится, а руководители предприятия (руководители структурных подразделений) несут ответственность в рамках заключенных контрактов.

Прежде всего, для иерархического распределения фонда мотивации инновационной деятельности, необходимо привести в соответствие организационную структуру управления.

Большинство организационных структур управления средних и крупных предприятий, действующих в Республике Беларусь, мало чем отличается от организационных структур плановой экономики. Эти структуры управления перенасыщены функциональными службами, слабо ориентированными на конечные результаты деятельности предприятия (реализацию, прибыль). Оплата труда и его стимулирование также практически не увязываются с конечными результатами.

Методы разработки и совершенствования организационных структур управления предприятием зависят от значения для руководителя:

целей предприятия и конечных результатов производства;

классических функций управления.

Мы полагаем, что методической основой современной организационной структуры управления являются: иерархия планируемых показателей предприятия; измеримость вклада служб (структурных подразделений) в конечные результаты деятельности предприятия; принципы «тянущей» системы управления.

Поэтому эффективной в настоящее время может быть структура, в которой скелетом являются дирекции (структурные блоки) по финансам (управленческий блок), маркетингу (коммерческий блок), производству.

В экономической литературе достаточно подробно рассмотрены методы и порядок факторного анализа прибыли. Однако, как правило, это обсуждается безотносительно к интересам собственника и наемных работников. В нашем случае необходим анализ последующего распределения дополнительной чистой прибыли среди структурных подразделений (работников) предприятия с целью адресного стимулирования их.

Поэтому предлагается ввести своего рода закрепление того или иного фактора прибыли структурных подразделений.

При проведении факторного анализа для каждого структурного блока выделяются три группы факторов прибыли:

  • факторы дополнительной чистой прибыли, полученной от реализации продукции: дополнительный выпуск реализованной, снижение остатков готовой продукции, изменение структуры реализованной продукции, поступление дебиторской задолженности от покупателей;
  • факторы внереализационных результатов: от долевого участия в реструктурированных и совместных предприятиях, штрафы и долги, полученные за вычетом уплаченных;
  • факторы затрат структурных блоков на основе инноваций.

Проведение анализа факторов затрат ресурсов j-структурного блока требует соблюдения следующих условий: рассмотрения бюджетного метода управления, который должен быть внедрен на предприятии; исключения из рассмотрения экономии фонда заработной платы, так как соблюдение бюджета заработной платы определено концепцией оплаты труда по конечным результатам деятельности предприятия.

Числовой пример. Рассмотрим формирование сверхплановой чистой прибыли для коммерческого блока на основе пропорций и данных Бобруйского РУП «Завод тракторных деталей и агрегатов» за 2002 г. Здесь сверхплановая чистая прибыль полностью распределяется среди наемных работников.

Для отдела маркетинга не выделяется доля сверхплановой чистой прибыли, так как это структурное подразделение не выполняло план по расходу ресурсов. При утверждении представителями структурных подразделений проекта распределения прибыли может быть учтена роль структурного подразделения в инновационной деятельности. В случае невыполнения расходной части бюджета структурным подразделением, ему может быть выделена некоторая доля прибыли для поощрения работников, принимавших активное участие в инновационной деятельности.

Распределение сверхплановой прибыли внутри структурного подразделения — между бригадами (секторами, бюро) — производится на основе анализа показателей вклада трудового коллектива в выполнение установленных заданий.

Такими ежемесячно формируемыми показателями для бригад (секторов, бюро) могут быть: задания по экономии материальных ресурсов; соблюдение базовой нормы брака; задание по выполнению мероприятий по инновационной деятельности; другие показатели, влияющие на экономию расходной части бюджета или увеличение прибыли. Бригады, не выполнившие показатели по экономии бюджета и внедрению инновационных мероприятий, в распределении прибыли не участвуют.

Доля сверхплановой прибыли, подлежащая распределению, распределяется среди бригад пропорционально фактическому коэффициенту трудового вклада бригад (КТВ).

Числовой пример. При проведении расчета на числовом примере мы исходим из практики, сложившейся на предприятиях Республики Беларусь, когда структурному подразделению выделяются около 25% прибыли для распределения наемным работникам от фактического ФОТ подразделения.

ФОТ технологического цеха составляет 48467 тыс. руб. Тогда доля прибыли для распределения работникам этого цеха = 12116 тыс. руб.

Основной целью создания и внедрения системы премирования из экономической прибыли является мобилизация усилий наемных работников на повышение эффективности деятельности предприятия, активизация инновационной деятельности. При практическом применении указанных систем наемные работники и собственники совместно решают текущие, а иногда и стратегические задачи предприятия. При этом смягчается социальная напряженность между наемными работниками и собственниками. Новые распределительные системы имеют не только экономическое, но и политическое значение.

Распределение сверхплановой (экономической) прибыли производится только в случае выполнения предприятиям расходной части бюджета. При распределении применяются коэффициенты трудового вклада (КТВ) бригад, секторов и коэффициенты квалификационного уровня, определенные при планировании ФОТ структурных подразделений, бригад, их работников.

Распределение сверхплановой прибыли ведется только среди структурных подразделений, бригад, работников, выполнивших задания по использованию материальных ресурсов и активно участвующих в инновационных процессах.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *