Распределение страховой нагрузки: международный опыт

Основу обязательного пенсионного страхования составляют страховые взносы, устанавливаемые в процентах от заработной платы или в фиксированном размере. Взносы могут уплачиваться либо работодателями, либо работниками, либо теми и другими, в том числе и на паритетных началах. Выбор варианта распределения страховой нагрузки между работодателями и работниками зависит от действующей в стране модели пенсионной системы.

Как показывает анализ, в большинстве стран сложилась трехуровневая модель пенсионного обеспечения работников. Первый уровень системы составляют пенсии по обязательному пенсионному страхованию, второй уровень — профессиональные пенсии, третий — пенсии, получаемые в рамках личного добровольного пенсионного обеспечения. Понятие «трехуровневая пенсионная система» может иметь разное содержание в различных странах.

В скандинавских странах первый уровень включает государственные (народные) пенсии в фиксированном размере, вне зависимости от предварительной уплаты страховых взносов; второй уровень — пенсии по обязательному дополнительному пенсионному страхованию работников; третий — пенсии по личному добровольному страхованию, а также дополнительные профессиональные пенсии от предприятий.

В ряде стран Латинской Америки, первый уровень обеспечивается пенсиями, предоставляемыми в рамках системы социальной (адресной) помощи на основе проверки нуждаемости, второй уровень-выплатами в рамках обязательного участия всех работников в накопительной системе, третий — выплатами по добровольному личному страхованию работников.

В последние десятилетия выработана современная модель пенсионной системы западноевропейских стран, на которую ориентируются страны с переходной экономикой. Эта система имеет три составляющие: всеобщую, трудовую и добровольную пенсии. Расходы на выплату пенсий финансируются за счет налоговых поступлений, обязательных и добровольных страховых взносов.

Всеобщая пенсия — это гарантированная государственная пенсия, которая предоставляется каждому нетрудоспособному, независимо от его участия в трудовой деятельности и страховой системе. Во многих странах эта пенсия устанавливается в твердой денежной сумме и зависит не от размера заработка, а от установленной законодательно величины прожиточного минимума. Всеобщая пенсия финансируется как за счет общих налоговых поступлений, так и за счет тех плательщиков страховых взносов, кто не имеет необходимого страхового стажа для назначения трудовой пенсии.

Трудовая пенсия предоставляется всем участвующим в страховых пенсионных фондах при наличии страхового стажа определенной продолжительности, а ее размер зависит от уровня оплаты труда и длительности трудового стажа. Полная трудовая пенсия назначается в размере 50-55% среднего заработка при страховом стаже от 35 до 45 лет (продолжительность стажа различается по странам). Во многих западноевропейских странах финансирование пенсионной системы как обязательный элемент включает взносы работников (определенный процент от заработной платы) и обычно в том же размере — взносы работодателей. Однако в ряде европейских стран применяется иные правила финансирования пенсий.

Третьей составляющей пенсионной системы западноевропейских стран являются дополнительные пенсии как на обязательной (Франция, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Австрия), так и на добровольной основе (Германия, Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.). При обязательном характере дополнительного страхования достигается почти стопроцентный уровень охвата работников, при добровольном — 30-40%. Законодательство регулирует источники финансирования дополнительных пенсий, систему распределения накопленных средств, условия капитализации, направления инвестирования пенсионных накоплений. Широкое государственное вмешательство в эту сферу связанно с тем, что, стимулируя введение дополнительных пенсионных фондов в отраслях и на предприятиях, государство предоставляет им значительные налоговые и иные льготы.

Дополнительные негосударственные пенсионные системы строятся как на профессиональной основе, так и на базе индивидуальных накоплений. Они основаны на принципе капитализации взносов и находятся в управлении частных структур.

Профессиональные схемы частного пенсионного страхования, как правило, основываются на добровольных отчислениях работодателей, либо на условиях, определяемых коллективными соглашениями. При осуществлении дополнительного профессионального пенсионного страхования распространено создание специальных пенсионных фондов, которые различаются по персонификации учета накопленных средств.

Право на получение пенсии в негосударственных пенсионных системах зависит от возраста, стажа работы и уплаты страховых взносов, а также от непрерывного стажа работы на конкретном предприятии. Как правило, право на полную дополнительную профессиональную пенсию по старости наступает при стаже работы в 35-40 лет, а размер этой пенсии достигает 20-25% среднего заработка работника, и с учетом обязательной страховой пенсии общая пенсия в странах Западной Европы достигает 75-80% среднего заработка.

Несколько отличаются многоуровневые пенсионные системы, применяемые в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), в которых введен в государственную пенсионную систему обязательный накопительный компонент и сохраняется распределительный (первый) уровень.

Для работников старшего возраста предусмотрено участие только в распределительной схеме. Соответственно значительная часть отчислений на пенсионное страхование остается для финансирования распределительного компонента. Пенсию работника в таких пенсионных системах будет составлять выплата из государственной пенсионной системы (использующей преимущественно распределительный механизм) и выплата за счет средств, накопленных на втором и третьем уровне. Индивидуальные счета и накопительные принципы формирования пенсионных средств придают дополнительные стимулы труду и соблюдению дисциплины уплаты взносов, а при нормальных фискальных условиях накопительная схема может способствовать росту национальных сбережений и инвестиций.

В соответствии с данными моделями происходят изменения страховой нагрузки между работодателем и работником в общей пенсионной системе. Исходя из соотношения между размером страховых взносов, уплачиваемых работодателем и работниками можно выделить три группы стран: страны с равными или приблизительно равными долями страховых взносов работодателей и работников; страны, где доля страховых взносов работников выше, чем работодателей; страны, где страховые взносы работодателей выше, чем работников.

Следует отметить, что в странах первой группы применяются, как правило, многоуровневые пенсионные системы западноевропейского образца, в странах второй группы — системы, основанные преимущественно на накопительных методах формирования пенсионных средств и в странах третьей группы — системы, основанные на распределительных методах.

В 1990-е гг. наиболее радикально реформировали свои пенсионные системы латиноамериканские страны (Колумбия, Перу, Чили и др.). Общей чертой реформ был переход к накопительной пенсионной системе или введение модели, включающей обязательные накопительные схемы и возможность для их участников свободно выбирать частные пенсионные фонды.

Одним из стимулов для серьезных реформ был пример Чили, которая первая в западном полушарии создала общенациональную распределительную систему (1924 г.) и первая от нее отказалась (1981 г.).

Суть чилийской пенсионной реформы состоит в следующем. Каждый, работающий по найму, обязан ежемесячно осуществлять отчисления в размере 10% заработной платы на индивидуальный накопительный счет, не подлежащий передаче и налогообложению. Государство гарантирует минимальный уровень доходов и безопасность счета.

Такие же гарантии распространялись на дополнительные средства, которые работник мог выделить для увеличения размера пенсии или более раннего выхода на пенсию. Для занятых индивидуальной трудовой деятельностью предусматривался добровольный порядок отчислений.

Вариант, при котором устанавливается равное соотношение страховых взносов для работодателей и работников, наиболее приемлем для стран с высоким уровнем развития экономики, где страховые взносы работников и работодателей используются только на выплату страховых пенсий, а все работники, которые не имеют страхового стажа или имеют стаж недостаточный для назначения трудовой пенсии, получают государственные пособия на уровне прожиточного минимума. Поэтому неслучайно аналогичные страховые схемы применяют США, Канада, Германия, Люксембург, Швеция, Япония и др.

Для стран с переходной экономикой, а также части стран Западной Европы наиболее приемлемым является вариант, при котором основной объем страховой нагрузки приходится на работодателей, за счет страховых взносов которых финансируются не только страховые пенсии работников, но и досрочные пенсии, устанавливаемые в связи с особыми условиями труда, а также пенсии работников, которые не имеют необходимого страхового стажа, либо уровень заработной платы которых не позволяет обеспечить размеры пенсий на уровне прожиточного минимума.

Для этих стран очень важно обеспечить восстановление баланса в обязательных пенсионных системах и одновременно достичь стабилизации пенсионных расходов и снижения тарифов на пенсионное страхование. В связи с этим следует в первую очередь сосредоточиться на факторах, которые улучшают коэффициент системной нагрузки (повышение пенсионного возраста, снижение безработицы, повышение экономической активности, сокращение доли неформального сектора экономики).

Важная роль принадлежит также микроэкономическим стимулам, обеспечивающим рост экономической активности и занятости, и особенно мерам, поощряющим более длительную занятость в пожилом возрасте. Для осуществления таких изменений полезными могут оказаться концепция условно-накопительных счетов и ограничение предельного уровня за-работной платы, с которой удерживаются страховые взносы в распределительную пенсионную систему, изменения участия работников и работодателей в финансировании пенсионной системы.

Наиболее приемлемой схемой перераспределения страховой нагрузки для этих стран является установление размеров страховых взносов для работников, которые могли бы полностью обеспечивать размеры получаемых ими пенсий, а все расходы, связанные с выплатами «нестраховых» пенсий, а также дополнительных профессиональных пенсий финансировались бы за счет других источников.

Итак, для каждого уровня пенсионного обеспечения устанавливается разное соотношение тарифа страховых взносов для работодателя и работника, т.е. их участие в финансировании системы неравнозначно. В Беларуси возможные варианты перераспределения страховой нагрузки между работодателями и работниками необходимо рассматривать с учетом особенностей функционирования национальной пенсионной системы и всех источников ее финансирования.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *