Развитие рынка розничных платежей Беларуси и европейских стран
Опыт развития платежных систем государств Европы, в том числе продвижения услуг по безналичным расчетам с использованием банковских пластиковых карточек, свидетельствует о наличии национальных особенностей формирования рынка карточек в каждой стране. Несмотря на то, что, по данным Банка международных расчетов, еще на начало 2008 г. доля безналичных операций в общей сумме операций с использованием банковских пластиковых карточек составила: в Германии — 34,1%, в Великобритании — 66,5, во Франции — 73,8%, доля безналичного денежного оборота в объеме розничных платежей достигла лишь 23%. При этом есть страны с наиболее высоким уровнем развития системы безналичных платежей, такие, как Норвегия, Финляндия, Швеция, где доля безналичного денежного оборота в объеме розничных платежей составила в указанном периоде от 63 до 45%, и страны, где доля наличных денег в объеме розничных платежей существенно превышает среднеевропейский показатель, — Греция, Италия, Португалия, Испания. Доля безналичного денежного обо-рота в объеме розничных платежей в данных странах в 2008 г. составила от 3 до 18%. Следует отметить, что к числу указанных стран с наименьшим уровнем развития безналичных розничных платежей относятся такие экономически развитые европейские страны, как Италия и Испания.
Среднеевропейский показатель доли безналичного денежного оборота в объеме розничных платежей (23%) включает в себя следующие составляющие (по сумме безналичных платежей):
- платежи с использованием платежных карточек — 8,6%;
- платежи с использованием кредитовых переводов — 6,6%;
- платежи с использованием прямого дебета — 5,4%;
- платежи с использованием чеков, электронных денег, прочих средств платежа и платежных инструментов — 2,4%.
При этом соотношение долей различных платежных инструментов в общем объеме безналичных розничных платежей составило:
- количество платежей с использованием платежных карточек — 38%;
- кредитовых переводов — 29,1%;
- прямого дебета — 23,9%;
- чеков — 6,7%;
- электронных денег, прочих средств платежа и платежных инструментов — 2,3%.
Одним из факторов, влияющих на развитие системы безналичных расчетов по розничным платежам, является уровень развития в стране сети платежных терминалов в организациях торговли (сервиса) (далее — ОТС). В европейских странах используются две модели взаимодействия банка с ОТС:
- владельческая модель — банк приобретает платежный терминал и сдает его ОТС в аренду;
- производительская — банк договаривается с производителем платежных терминалов о цене на данное оборудование, и производитель платежных терминалов по согласованной цене продает или сдает его в аренду ОТС.
Таким образом, европейская практика взаимодействия банка-эквайера и ОТС свидетельствует о том, что платежный терминал, как правило, не предоставляется ОТС на безвозмездной основе. При этом количество платежных терминалов в ОТС в экономически развитых странах Европы в разы, а зачастую и в десятки раз превышает количество платежных терминалов, установленных в Республике Беларусь.
Развитие рынка карточек в европейских странах свидетельствует об отсутствии административных мер воздействия на участников рынка со стороны органов государственного управления в части регулирования тарифной политики в сторону убыточности деятельности. Необходимо учитывать, что системы безналичных расчетов с использованием карточек в этих странах начали развиваться с середины XX в., и упомянутые выше показатели являются результатом совместной активной работы банков и ОТС на протяжении более чем полувека. Задача, которую выполняют регуляторы в странах ЕС, — это прежде всего создание прозрачных, понятных для всех участников рынка условий ведения бизнеса, стимулирование к снижению доли операций с наличными деньгами экономическими методами путем внедрения новых технологий, повышения надежности оборудования, сокращения издержек.
В рамках десятой международной конференции «Платежная карта-2010», состоявшейся в Киеве и организованной Украинской межбанковской ассоциацией членов платежных систем — «ЕМА», отмечено, что факторами, сдерживающими развитие системы безналичных расчетов с использованием карточек в Украине, являются:
- низкий уровень покупательной способности населения;
- незаинтересованность населения в использовании карточек для безналичных расчетов;
- незаинтересованность ОТС в проведении безналичных расчетов за товары (услуги) с использованием карточек (достаточно высокий уровень вознаграждения за эквайринг — 1,5—2% от суммы операции, прозрачность платежей, дополнительные затраты на приобретение платежных терминалов, обучение персонала ОТС);
- недостаточно развитая инфраструктура приема безналичных платежей с использованием карточек и необходимость значительных капиталовложений для ее развития.
Следует отметить, что с аналогичными сложностями сталкивается и Республика Беларусь в развитии системы безналичных платежей. Так же, как и в нашей стране, в Украине установка платежных терминалов в ОТС осуществляется преимущественно за счет средств банков. ОТС не проявляют заинтересованности в приобретении и использовании платежных терминалов.
Органами государственного управления Украины уделяется внимание вопросам развития системы безналичных расчетов с использованием карточек. В марте 2006 г. принято соответствующее постановление Кабинета Министров Украины, предусматривающее поэтапный перевод ОТС Украины на осуществление приема платежей с использованием карточек. Так, в течение 2007— 2008 гг. все ОТС должны были предоставить гражданам возможность рассчитываться в безналичном порядке посредством упомянутого платежного инструмента. Однако данное требование в полной мере пока не реализовано. В ходе подготовки к проведению в 2012 г. в Украине финального этапа чемпионата Европы по футболу Правительством принято постановление, в соответствии с которым необходимо обязательное выполнение поставленной ранее задачи по обеспечению возможности оплаты покупок с использованием карточек в любом ОТС. В течение 2010—2011 гг. предусмотрен поэтапный перевод ОТС на прием карточек в зависимости от численности населения в городах и сельских населенных пунктах, в которых данные ОТС расположены. Количество установленных платежных терминалов должно составить не менее 50% от числа касс, функционирующих в конкретной ОТС.
По мнению специалистов Национального банка Украины, необходимо умеренное применение административного ресурса в направлении стимулирования государством развития сферы безналичных платежей. Следует отметить, что реализуемые в Украине Правительством и Национальным банком административные меры воздействия на рынок карточек не вынуждают банки работать с убытком по данному направлению банковского бизнеса, а лишь устанавливают определенные рамки доходности операций. В частности, предельный размер комиссии за эквайринг операций в ОТС рекомендован на уровне 2%. В Республике Беларусь согласно постановлению Правления Национального банка от 29 марта 2007 г. № 79 «О взимании платы за инкассацию и эквайринг» банкам рекомендовано устанавливать комиссию за эквайринг в ОТС на уровне комиссии за инкассацию наличных денег при условии оказания банком конкретной ОТС услуг как по инкассации, так и по эквайрингу (около 0,33% от суммы операции), что на протяжении четырех лет приносит белорусским банкам убытки по данному направлению деятельности и не стимулирует их к развитию эквайринга.
Кроме того, специалистами Национального банка Украины отмечена целесообразность развития практики покупки платежных терминалов не банками, а непосредственно ОТС. Данные вложения средств повышают заинтересованность ОТС к эффективному использованию оборудования, и в случае, если банк-эквайер уходит с рынка по какой-либо причине, именно ОТС будет заинтересована в поиске нового банка-эквайера.
В качестве перспективных направлений развития рынка карточек Украины отмечены следующие:
- расширение сферы использования банковских пластиковых карточек путем внедрения многофункциональных смарт-карточек и развития на их основе проектов в социальной сфере (карточки горожанина, студента, пенсионера, транспортные карточки с набором дополнительных приложений ит. п.);
- развитие программно-технической инфраструктуры приема банковских пластиковых карточек;
- увеличение доли кредитных карточек, в том числе с возможностью грейс-периода, дебетовых карточек с возможностью получения овердрафта, полноценное функционирование кредитных бюро;
- эффективное взаимодействие банков и ОТС в направлении развития бонусных, дисконтных, накопительных и иных программ лояльности покупателей в целях повышения привлекательности карточки как инструмента для безналичных расчетов;
- повышение надежности операций с карточками за счет перехода на чиповые карты;
- разработка и принятие нормативных правовых актов в целях развития системы безналичных расчетов с использованием карточек.
Рассмотренные выше подходы, направленные на развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, используются и Национальным банком Республики Беларусь.
Определенную озабоченность Национального банка Украины вызывает ситуация, складывающаяся на рынке розничных платежей страны в части их осуществления через небанковские устройства по приему наличных денег от населения в оплату за товары и услуги (так называемые устройства cash-in). Национальным банком Украины вводятся требования о функционировании данных устройств только на основе агентских договоров с банками, выдаче клиенту чека установленного образца, зачислении денежных средств на отдельный счет владельца устройства cash-in в банке и установлении особого режима функционирования данного счета. Кроме того, владельцам указанных устройств рекомендовано развивать их сети в направлении технологической доработки, позволяющей принимать в устройствах cash-in банковские пластиковые карточки в целях проведения безналичных расчетов с их использованием.
Первыми платежными системами на рынке карточек Сербии (тогда еще бывшей Югославии) в середине 70-х гг. прошлого века были American Express и Diners Club. В 1984 г. на рынок пришла платежная система VISA, а в конце 80-х гг. — платежная система EuroCard (в последующем — MasterCard). В 1990-х — начале 2000-х гг. предпринимались попытки по созданию локальных платежных систем. Однако распад Югославии и финансовый кризис в стране не способствовали развитию данных направлений. В результате в 2003 г. состояние рынка карточек характеризовалось низким уровнем эмиссии, присутствием преимущественно международных платежных систем (далее — МПС) на рынке. При этом условия, предлагавшиеся МПС банкам Сербии, не способствовали развитию рынка ввиду высокого уровня комиссий для всех участников рынка:
- значительные суммы вступительных взносов в МПС для банков;
- высокий уровень комиссии за эквайринг, которые банки были вынуждены устанавливать для ОТС (3% от суммы операции и выше);
- обязательность размещения держателями карточек страховых депозитов в банке-эмитенте.
В целях развития системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, сокращения доли наличных денег в обращении и доли теневой экономики, повышения эффективности операций и стимулирования конкуренции на рынке карточек в 2003 г. Национальный банк Сербии создал национальный картцентр, а также в сотрудничестве с банками Сербии — внутреннюю платежную систему DinaCard. В рамках функционирования данной системы Национальный банк Сербии выполняет следующие функции:
- управление системой;
- определение операционных правил и установление технических стандартов;
- обеспечение функционирования централизованного узла, обрабатывающего авторизационные запросы между банками;
- осуществление многостороннего клиринга и расчетов по операциям с использованием карточек внутренней платежной системы;
- сертификация программно-технических средств и лицензирование операций, связанных с эмиссией, эквайрингом, процес-сингом и персонализацией карточек;
- разработка стратегии развития платежной системы.
Кроме того, указанным банком осуществляются расчеты по результатам клиринга по операциям, проведенным в национальной валюте на территории страны с использованием карточек МПС, а также сбор отчетности у банков о развитии рынка карточек. Так же, как и в Республике Беларусь, развитие внутренней платежной системы в Сербии проходило параллельно с приходом на рынок МПС.
Однако в настоящее время карточки внутренней платежной системы занимают значительную долю рынка. Главным преимуществом платежной системы DinaCard стала ее конкурентоспособность и привлекательные условия работы для банков Сербии и, как следствие, для 010 и держателей карточек. Банки Сербии получили следующие преимущества:
- значительно более низкие издержки по вступлению и участию в системе;
- все банки-участники имеют возможность получить полномочия на эмиссию и эквайринг ОТС (тогда как в МПС лицензию на эквайринг ОТС имеют право получить только крупные эмитенты, что ведет к сужению на территории страны конкуренции в данном сегменте бизнеса);
- возможность разработки и применения правил и процедур в системе с учетом интересов банков Сербии, а не по усмотрению МПС.
Преимущества для держателей карточек:
- безналичные операции с использованием дебетовых карточек осуществляются для держателя без взимания комиссионного вознаграждения;
- прием карточек внутренней системы в подавляющем большинстве точек обслуживания по стране и возможность получения с использованием карточки DinaCard дополнительных сервисов, связанных с электронной коммерцией, платежами в бюджет, социальными приложениями;
- значительно более низкие комиссии за получение наличных денежных средств в сравнении с использованием карточек МПС.
Преимущества для ОТС:
- лимитированный уровень комиссионного вознаграждения за эквайринг 1,5—2% по сравнению с МПС, где устанавливалась комиссия 3% и более;
- снижение банками уровня комиссионного вознаграждения за эквайринг с 2007 г. в связи со снижением уровня межбанковского вознаграждения (с 1,5 до 0,83%), о котором договорились банки Сербии в рамках работы внутренней платежной системы, что не требует согласования с МПС;
- конкуренция банков в сфере эквайринга и, как следствие, более качественный сервис, предлагаемый банками ОТС.
В результате ОТС проявляли инициативу по установке платежного оборудования именно для обработки транзакций по карточкам DinaCard.
Преимущества для рынка карточек Сербии:
- усиление конкуренции и уход от монополии МПС на рынке;
- интенсивное развитие сети платежных терминалов в ОТС и банкоматов;
- развитие различных сервисов банков на основе карточной технологии;
- повышение прозрачности и эффективности проводимых платежей с использованием карточек.
В настоящее время все банки Сербии, предоставляющие услуги в сфере розничных платежей, являются участниками внутренней системы DinaCard. Данная система стала лидером на рынке по функционирующей сети платежных терминалов в ОТС и банкоматов, а также занимает существенные позиции по эмиссии и количеству обрабатываемых межбанковских транзакций (таблица).
Кроме того, банки Сербии рассматривают вопросы кобрендинга карточек внутренней системы DinaCard с карточками МПС с тем, чтобы держатель мог использовать ее как карточку DinaCard на территории Сербии и как международную карточку при выезде за пределы страны.
В качестве перспективных направлений развития внутренней платежной системы определены:
- обеспечение приема карточек DinaCard за пределами Сербии;
- развитие дополнительных сервисов на базе карточек DinaCard, например, на основе использования мобильных телефонов и сети Интернет;
- миграция на чиповые карточки;
- достижение соответствия директивам ЕС в области платежных сервисов.
Следует отметить, что на всех этапах развития внутренней платежной системы DinaCard регуляторами применялись только экономически обоснованные подходы, в результате которых банки-участники могли работать на договорной основе друг с другом и ОТС, не несли убытков от эквайринга и были заинтересованы в развитии внутренней системы.
В Республике Беларусь реализация таких подходов в настоящее время сдерживается ввиду сложившейся ситуации на рынке карточек и в особенности в таком его сегменте, как эквайринг ОТС. В частности, убыточность тарифов на эквайринг не позволяет разрабатывать экономически обоснованную стратегию развития эквайринга на базе карточек «Бел-Карт», создавать более привлекательные, прежде всего для банков и, как следствие, для ОТС и держателей, условия проведения операций.
Свежие комментарии