Развитие туризма и туристический бизнес: привлечение иностранных инвестиции

Тем не менее для выполнения поставленных задач необходимо обеспечить привлечение иностранных инвестиций и в другие отрасли. Причем речь идет не только о производстве, но и о сфере услуг, которая обладает наибольшим потенциалом роста в условиях постиндустриального типа развития. К таким секторам относится и туризм. Принимаемые государством меры должны помочь привлечению иностранных инвестиций в эту отрасль, что обеспечит быстрое ее развитие.

Иностранные инвестиции играют важную роль в создании благо-приятных условий для развития такого сектора экономики, как туризм, по той причине, что от их объемов и структуры зависят динамика развития туристического рынка; его финансово-экономические показатели; структурное соотношение развития рынка туристических услуг(пропорциональность развития гостиниц, транспорта, сетей питания, связи); общая конъюнктура туристического спроса и предложения в территориальном аспекте (конкурентная среда); качественные характеристики объектов и субъектов туристической индустрии в будущем; пропускная способность, производственные мощности и вместимость туристических объектов.

В настоящее время Республика Беларусь реализует качественно новый этап социально-экономического развития. Суть его состоит в том, что государство осуществляет постепенный переход к максимально широкому использованию рыночных механизмов и методов управления экономикой. Однако наряду с применением существующих в развитых странах экономических методов управления в нашей республике используются также принципиально новые методы и механизмы управления, ориентированные на создание более благоприятного бизнес-климата, чем в других государствах. Опыт международных консалтинговых компаний в привлечении иностранного капитала показывает, что существует прямая связь между качеством законов, притоком инвестиций и экономическим ростом в любой стране.

Учитывая актуальные тенденции и конкурентную борьбу за инвестиционный капитал в рамках глобального процесса перераспределения финансовых ресурсов, в Беларуси определены и поступательно реализуются основные направления повышения инвестиционной привлекательности: стабилизация макроэкономической политики, эффективное развитие внешнеэкономической деятельности, стимулирование динамичного сектора науки и инновации, развитие банковского сектора.

Сегодня в Беларуси сложилась ситуация, при которой практически каждый деловой зарубежный партнер способен в максимально короткий срок (в пределах, не превышающих месяц) создать собственное предприятие, выстроить эффективный менеджмент управления производственной и коммерческой деятельностью в различных регионах страны.

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для внедрения в производство передовых технологий остается одним из приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе.

Принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав зарубежных инвесторов на территории республики. Кроме этого, функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь, ведется работа по созданию Национального агентства по инновациям и инвестициям. На территории Беларуси существуют шесть свободных экономических зон с преференциальными условиями деятельности. Огромное внимание уделяется формированию конкурентоспособного и рационально функционирующего банковского сектора, пользующегося доверием населения и отвечающего потребностям реального сектора экономики. Следует отметить, что Правительством усилена работа по предоставлению иностранным банкам возможности расширения масштабов их деятельности в Беларуси.

Следует отметить, что согласно постановлению Министерства экономики от 13.10.2008 № 198 «Об утверждении расчетных балансовых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год» объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования должен вырасти на 25% и достичь 49,97трлн.бел. руб. При этом предполагается, что в этой сумме доля иностранных инвестиций составит 13%. Есть над чем работать, особенно если учесть тот факт, что среди всех стран СНГ в Республике Беларусь доля средств иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций в основной капитал самая незначительная и составляет, поданным Межгосударственного статистического комитета СНГ, 1,8%, в то время как данный показатель в Таджикистане равен 70,3%, Кыргызстане — 30,6, Азербайджане — 29,7, Казахстане — 23,2, Молдове — 19,1, России — 5,3, в Украине— 4,3%.

С целью повышения инвестиционной привлекательности в стране создана межведомственная рабочая группа для выработки предложений по формированию благоприятных условий для привлечения инвестиций. Они подразумевают существенное сокращение числа процедур и затрат времени на юридическое оформление открытия компании, лицензирование, регистрацию собственности, оформление международной торговли и закрытие компании, поэтапное снижение уровня налоговой нагрузки и упрощение системы налогообложения, ряд других мер.

Одной из важнейших задач в области туризма в ближайшее время является привлечение иностранных инвестиций в эту сферу. В этой связи Правительством утвержден комплекс мероприятий, направленных на привлечение зарубежных инвесторов. К основным мероприятиям можно отнести:

  • создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций путем совершенствования законодательной базы, в том числе внесения изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 и № 372;
  • привлечение крупных зарубежных фирм к развитию гостиничного комплекса страны;
  • обеспечение доступности инвестиционных предложений через публикации в местных и республиканских средствах массовой информации и размещение в соответствующих разделах сайтов, издание буклетов и проспектов, проведение бизнес-мероприятий с потенциальными инвесторами, участие в международных инвестиционных мероприятиях и другие.

Несмотря на то, что на реализацию Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденную постановлением Совета Министров от 21.12.2007 № 1796, направляется 652 526,1 млн. бел. руб. (в том числе по годам (млн. бел. руб.): 2008 г.— 256 501,9; 2009 г. — 197 959,4; 2010 г. — 198 064,8, из них: за счет средств республиканского бюджета — 228 491,1 млн. бел. руб. (35%), за счет средств местных бюджетов — 143 658,1, млн. бел. руб. (22%), за счет внебюджетных средств — 280 376,9 млн. бел. руб. (43%), этих средств явно недостаточно для быстрого возведения объектов туристической инфраструктуры, поэтому уже в ближайшее время в Беларуси будут созданы все условия для привлечения иностранных капиталовложений в развитие туризма.

Можно выделить три основные причины, по которым в туристическую индустрию Беларуси поступают инвестиции:

  • широкое использование франчайзинга в туризме;
  • стремление участников международного туристического рынка освоить новые территории, в частности, страны СНГ, Китай и Индию;
  • туризм превращается в технологическую индустрию, требующую экономии и стратегических решений в управлении. Теоретически зарубежный инвестор в Республике Беларусь может:
  • основать компанию со 100-процентным иностранным капиталом (на 1 января 2009 г. действуют 27 таких туристических организаций);
  • создать совместное предприятие (с 2000 г. по 2008 г. число таких предприятий увеличилось с 15 до 25);
  • купить акции существующего предприятия (к сожалению, следует отметить, что белорусские туристические компании не котируются на международных биржах);
  • открыть представительство, которое может изучать туристический рынок (например, Kuoni в России);
  • работать с белорусскими компаниями на основе франчайзинга;
  • участвовать в создании инфраструктуры (средства размещения, предприятия питания, спортивные и туристические базы, транспорт и т.д.).

Иностранные инвестиции помогут нашей стране модернизировать туристическую отрасль. Потенциал для популяризации въездного туризма, бесспорно, есть, но нехватка средств размещения и предприятий питания заметно тормозят процесс развития этого сектора экономики в нашей стране. Состояние данной отрасли в настоящее время характеризуется устаревшей материальной базой, слабо развитой инфраструктурой вблизи объектов историко-культурного наследия, национальных парков, автомобильных дорог, водных систем.

Имеющиеся предприятия общественного питания и размещения не отвечают международным стандартам. Медленными темпами ведется строительство современных гостиниц (к примеру, только 21 из 282 имеет категорию 3—5 звезд).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *