Региональные банки развития: выбор пути

Начиная с 1992 г. активно прорабатывался вопрос о создании на территории Содружества Независимых Государств (СНГ) кредитно-финансового института, который позволил бы организовывать и осуществлять многосторонние расчеты между странами-участницами, проводить техническое и сезонное кредитование центральных (национальных) банков в процессе осуществления взаимных многосторонних межгосударственных расчетов. Кроме того, способного координировать денежно-кредитную политику государств-участников в пределах предоставленных полномочий, поддерживать их работу по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности, платежных документов и при осуществлении расчетов в целях эффективного и надежного функционирования платежных систем и подругам направлениям.

В этой связи главами государств Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины и нашей страны 22 января 1993 г. в Минске было подписано Соглашение об учреждении Межгосударственного банка (МГБ).

МТБ стал первым региональным международным кредитно-финансовым институтом на территории государств — участников СНГ (штаб-квартира банка расположена в Москве). Его деятельность направлена на содействие экономическому росту и расширение торговых отношений между бывшими республиками СССР. Членами банка являются страны-учредители в лице правительств и центральных (национальных) банков. Высший орган управления МГБ — Совет, в котором каждое государство — учредитель банка имеет своего полномочного представителя.

Первоначальный уставный капитал МГБ — 5 млрд. неденоминированных росс. руб. был сформирован в полном объеме за счет взносов участников банка в августе 1994 г. В начале 1997 г. Совет МГБ принял решение об увеличении уставного капитала на 15 млрд. неденоминированных росс. руб. за счет резервного фонда банка в 5 млрд. руб. и прибыли МГБ за 1996 г. — 10 млрд. руб. В настоящее время с учетом деноминации уставный капитал банка равен 20 млн. росс. руб., из которых доля Республики Беларусь составляет 1,68 млн. росс.руб.

Наиболее значимыми проектами с участием МГБ являются: финансирование реконструкции и модернизации химического завода «Наирит» в Армении; строительство на российском побережье Черного моря (Туапсе) морского пере-валочного комплекса для дальнейшей транспортировки сжиженных углеводородных газов. В то же время данные проекты в силу их слабой проработанности и низкой обеспеченности оказались обремененными долговыми обязательствами и до настоящего времени не завершены.

В целом, говоря о практической стороне, к сожалению, следует отметить, что банк в силу объективных (экономических, правовых) и субъективных (управленческих) причин так и не смог справиться с поставленными задачами, которые определены в его уставных документах. Одна из причин заключается в том, что государства — участники СНГ активно начали создавать собственные банковские системы, проводить независимую денежно-кредитную и валютную политику, осуществлять разновекторную внешнеэкономическую деятельность, вследствие чего продолжался процесс снижения взаимного товарооборота и ослабевали хозяйственные связи между предприятиями СНГ. Все это привело к тому, что акционеры МГБ не проявляли особой заинтересованности в дальнейшем развитии и укреплении банка, и в полной мере также сказалось на финансовых ресурсах банка. Так, если уставные фонды региональных банков развития (Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития и др.) составляют от 60 и более млрд. долл. США и они постоянно с учетом экономических и финансовых возможностей государств-членов увеличиваются, то уставный фонд МГБ весьма скромен и равен, как уже указывалось выше, 20 млн. росс. руб. Данных средств явно недостаточно для того, чтобы МГБ мог конкурировать даже с коммерческими банками стран СНГ.

В то же время следует объективно признать, что для большинства государств Содружества формирование уставного фонда банка в необходимых размерах не представляется возможным из-за сложившихся экономических условий.

Начиная с 1994 г. неоднократно менялось руководство МГБ в связи с тем, что менеджмент банка был не готов к работе в жестких условиях переходной экономики, когда требовалось определение стратегии развития с четко обозначенными целями и задачами, а также механизмами их достижения. Закрепленный в учредительных документах статус МГБ как международного кредитно-расчетного института, по сути, носит сугубо декларативный характер и не подкреплен реальными делами. Это привело к тому, что государства-участники в течение долгого времени проводили в отношении банка «настороженную» политику и не спешили с его преобразованием в полноценный расчетно-инвестиционный институт с соответствующим его целям и задачам уставным капиталом. Вместе с тем не только экономические причины стали барьерами на пути преобразования МГБ в полноценный международный инвестиционный банк.

Как и в случае с Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС ) и Международным инвестиционнвц банком (МИБ), изменения в учредительные документы МГБ также могут вноситься только с согласия всех участников банка. Иными словами, проект новой редакции Устава МГБ и размер его уставного фонда должны согласовываться со всеми государствами — членами банка. С учетом данного обстоятельства Совет глав правительств СНГ в 2003 г. принял решение о подготовке документов по реорганизации МГБ, цель которой — преобразование банка в международную инвестиционно-финансовую и расчетную организацию по аналогии с институтами, функционирующими в Европейском союзе (ЕС), на Американском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В течение нескольких лет специалистами МГБ, центральных (национальных) банков, министерств финансов и экономик стран Содружества было разработано несколько вариантов учредительных документов банка. Однако в ходе согласования их проектов в государствах — членах банка ни один из проектов устава так и не получил всеобщего одобрения. В какой-то мере эта ситуация связана с тем, что у государств — членов банка сложились разные направления экономической политики и во внешней деятельности они ориентируются на сотрудничество с международными институтами, обладающими обширными ресурсами, оказывающими реальное практическое содействие их экономикам. В частности: среднеазиатские страны проводят политику расширения сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего с Китаем, а также с богатыми природными ресурсами арабскими государствами; Закавказский регион нацелен на сотрудничество с Турцией, государствами ЕС и США; Украина и Молдова нацелены на максимально широкое взаимодействие с Западной Европой и США. При этом Беларусь, Казахстан и Россия предпринимают шаги по развитию Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Перечисленные государства в зависимости от региона расположения уже являются членами таких крупных международных структур, как Азиатский банк развития, Исламский банк развития. Европейский банк реконструкции и развития и других, в рамках которых получают техническую и кредитно-финансовую поддержку.

Таким образом, МГБ столкнулся с аналогичными проблемами, присущими МВЭС и МИБ. В то же время с учетом всех обстоятельств можно говорить о том, что данный банк в дальнейшем имеет возможность осуществить реорганизацию, нарастить финансовые ресурсы и стать действительно полноценным и конкурентоспособным институтом, но уже не как региональный банк развития, а в качестве международной расчетно-финансовой организации.

Во-первых, это обусловлено тем, что в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) уже существует и успешно работает Евразийский банк развития, который, по сути, является полноправным региональным инвестиционным банком.

Во-вторых, у МГБ имеются существенные наработки в сфере создания платежно-расчетной системы на основе использования национальных валют государств — членов банка, что позволяет содействовать решению задачи по переходу субъектов хозяйствования СНГ на расчеты в национальных валютах во внешней торговле.

В настоящее время работа по преобразованию МГБ в международный расчетно-финансовый институт продолжается. С учетом результатов и эффективности функционирования банка в дальнейшем можно будет вернуться к обсуждению вопроса об усилении кредитно-инвестиционной направленности в его деятельности.

Для поддержания темпов развития экономик государств СНГ, налаживания внешнеэкономических связей, содействия взаимной торговли, привлечения инвестиций и проведения структурных реформ, а также удовлетворения потребностей национальных экономик в доступных кредитных ресурсах возникла необходимость в создании мощного кредитно-финансового института, аналогичного по своим задачам и функциям банкам мирового уровня. В результате такой структурой стал Евразийский банк развития (ЕАБР).

В 2005 г. президентами России и Казахстана была достигнута договоренность об ускорении работы по созданию соответствующего межгосударственного банка развития. По ее итогам в январе 2006 г. в ходе официального визита президента Российской Федерации в Республику Казахстан было подписано Соглашение об учреждении Евразийского банка развития.

Ведущими международными рейтинговыми агентствами (Fitch, Moodys Investors Service, Standard&Poors) ЕАБР присвоены рейтинги ВВВ/АЗ/ВВВ — на уровне или выше суверенных рейтингов государств — участников банка. В январе 2010 г. агентство Standard&Poors улучшило прогноз по рейтингам ЕАБР — с нега-тивного на стабильный.

Организационная структура ЕАБР во многом схожа со структурами других международных институтов развития. Высшим органом управления банка является Совет, в состав которого входят по одному полномочному представителю и его заместителю от каждого члена ЕАБР. Исполнительными органами, осуществляющими его оперативное управление, выступают правление и председатель правления банка.

В отличие от МВЭС и МИБ полномочные представители в ЕАБР при голосовании наделяются тем количеством голосов, которое имеют их страны в зависимости от размера взноса в уставный капитал банка (данная норма закреплена в Уставе ЕАБР).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *