Региональные банки развития: выбор пути

Как показала мировая практика, менее пострадавшими регионами от последствий финансово-экономических кризисов являются те, которые имеют высокую степень интеграции, соответствующие международные институты развития и значительные совместные финансовые ресурсы. С учетом этого повышается роль и значение региональных банков развития.

Интеграция государств, согласно экономической теории, призвана создать единый внутренний рынок, представляющий собой хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечиваются свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов, а также благоприятные условия для конкуренции и становления мощных национальных товаропроизводителей, улучшение условий для бизнеса и формирование благоприятного инвестиционного и делового климата, эффективного распределения ресурсов и т. д. В итоге это должно способствовать повышению жизненного уровня граждан государств — участников интеграционного образования.

В полной мере данному процессу призваны способствовать региональные финансовые институты развития, которые создаются государствами — участниками интеграционных объединений. Например, государствами Европейского союза (ЕС) созданы такие учреждения, как Европейский инвестиционный банк, Европейский инвестиционный фонд и другие. Несмотря на то, что эти институты имеют свои четко обозначенные направления работы, они в целом эффективно дополняют интеграцию государств ЕС в экономической и социальной сферах. Вместе с тем анализ их деятельности в последние годы позволяет выделить еще один немаловажный аспект — поддержка стран-членов посредством внешнеторгового финансирования, кредитования малого и среднего бизнеса, участие в межгосударственных и региональных проектах. Например, оказанная в 2009—2010 гг. специализированными финансовыми институтами Европейского союза совместно с правительствами и международными организациями значительная помощь Исландии, Венгрии, Латвии, Греции и другим государствам позволила существенно стабилизировать их финансовое и экономическое положение, создать необходимый запас прочности для выхода из кризиса.

Таким образом, региональные институты развития наряду с правительственными и международными структурами вносят значимый вклад в создание условий для взаимовыгодного совместного развития стран-членов, в том числе в преодолении ими негативных последствий в период финансово-экономических потрясений. Данные обстоятельства указывают на целесообразность более детального рассмотрения аспектов деятельности региональных банков развития и возможностей использования их потенциала для национальной экономики.

В этой связи повышается практический интерес к обсуждению проблем и перспектив межгосударственных кредитно-финансовых институтов в Восточноевропейском регионе и Содружестве Независимых Государств (СНГ). Такие институты должны выполнять свою стабилизирующую роль в регионе, поддерживать рыночные реформы, структурные преобразования, инвестиционную активность, товарооборот и содействовать повышению уровня жизни населения. В то же время региональные институты развития являются определенным шагом в экономической интеграции государств-членов и призваны аккумулировать финансовые ресурсы для последующего их направления на решение наиболее важных экономических и социальных вопросов.

За последние десятилетия накоплен значительный положительный и отрицательный опыт сотрудничества стран Восточной Европы и СНГ в рамках региональных институтов развития.

Отправной точкой расширения и углубления регионального сотрудничества послужила необходимость восстановления национальных экономик после Второй мировой войны, политическое, а впоследствии и экономическое разделение европейского континента на капиталистический и социалистический лагеря, принятие и реализация в Западной Европе «Плана Маршалла».

Основой экономической интеграции в Восточноевропейском регионе стало принятие руководителями Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР, Польши и Чехословакии решения о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) 25 января 1949 г. в Москве. В соответствии с уставными документами СЭВ был призван обеспечивать всестороннее экономическое и научно-техническое сотрудничество, подготовку рекомендаций, изучение экономических проблем, а также содействовать осуществлению совместных мероприятий в промышленной, транспортной и сельскохозяйственной сферах. В апреле 1950 г. к СЭВ присоединилась ГДР, в 1962 г. — Монголия, а в 1965 г. — Югославия. В 1956 г. статус наблюдателя при СЭВ получили КНР, КНДР и Куба. В октябре 1974 г. организация получила статус наблюдателя в ООН. К середине 70-х гг. XX в. СЭВ поддерживал отношения более чем с тридцатью международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.

В истории СЭВ можно выделить два этапа, на протяжении которых организация достигла максимальных результатов в своей деятельности.

  • Первый этап (1959—1962 гг.) заложил основы международной специализации и кооперирования производства, была проведена координация планов на 1961— 1965 гг. В результате в основном удалось решить проблемы удовлетворения потребностей стран — членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (декабрь 1958 г.) совместными усилиями государств осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию; организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир»; в 1962 г. образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем.
  • Второй этап (1962—1969 гг.) углубил сотрудничество стран в области координации их народнохозяйственных планов. Были созданы международные экономические структуры: Интерметалл (1964 г.), Общий парк грузовых вагонов (1964 г.) и Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964 г.).

Подводя итоги более чем сорокалетней истории существования СЭВ, следует отметить, что данная структура способствовала интеграции экономических систем стран-участниц, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между государствами-участниками, проводилось согласование и взаимная «привязка» народнохозяйственных планов. Между странами «соцлагеря» начал функционировать механизм взаимной кооперации и разделения труда.

  • Так, Венгрия выпускала автобусы, консервированные продукты;
  • ГДР — одежду, электротехническую продукцию;
  • Польша — суда, косметику, фармакологию;
  • Чехословакия — электровозы, обувь, одежду.
  • Монголия поставляла кожу, шерсть;
  • Куба — сахар;
  • Румыния — мебель;
  • Болгария — овощи, фрукты, табак.

Указанные товары экспортировались в СССР в обмен на дешевые нефть и газ, лес, металл и высокотехнологичную продукцию машиностроения, при-боростроения и оборонной промышленности. Государства — члены СЭВ, насчитывающие всего 8% населения мира, к началу 1980-х гг. обеспечивали выпуск порядка 30% от общего объема мировой продукции3.

Несмотря на то, что в результате распада в 1991 г. СССР данная экономическая организация социалистических государств прекратила свое существование, такие институты СЭВ, как Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС) и Международный инвестиционный банк (МИБ ), продолжают функционировать и в настоящее время.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *