Роль денежных доходов в развитии регионального потребительского рынка

Влияние денежных доходов населения на региональный потребительский рынок рассмотрим на примере Гродненской области.

Оценка денежных доходов населения Гродненской области за 2003-2006 гг. показала, что наблюдается тенденция роста как номинальной, так и реальной их величины, но при этом темпы их роста из года в год замедляются. В целом за период 2003-2006 гг. номинальные денежные доходы населения Гродненской области возросли в 2,77 раза. Причем их увеличение обеспечено не только повышением заработной платы и других выплат, но и снижением темпов роста инфляции, в связи с чем реальные денежные доходы увеличились в 1,55 раза.

Вместе с ростом величины денежных доходов растут и величины нормативных потребительских корзин. Величина бюджета прожиточного минимума (БПМ) в расчете на душу населения за представленный период возросла в 3,48 раза, что превысило темпы роста денежных доходов и при-вело к резкому сокращению численности населения, располагающего ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума. Если в 2003 г. в Гродненской области за чертой бюджета прожиточного минимума находилось 24,6% населения, то в 2006 г. этот показатель составил лишь 6% . Также за данный период отмечается увеличения разрыва между величиной бюджета прожиточного минимума и среднедушевыми располагаемыми ресурсами на 26,4 п.п. в 2006 г. по сравнению с 2005-м и на 63,2 п.п. в 2006 г. по сравнению с 2003-м. Можно сделать вывод, что в регионе сокращается уровень бедности и происходит формирование среднего класса потребителей.

Величина денежных доходов предопределяет величину потребительских расходов населения, часть которых направляется на покупку товаров и оплату услуг, т.е. представляет величину покупательных фондов, которая в среднем за период 2003-2006 гг. в Гродненской области составила около 80% величины денежных доходов (4, с. 428). В составе последних расходы на покупку продуктов питания в регионе составили около 40%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне доходов населения. Причем, если этот показатель в 2003 г. составил 47%, то уже к 2006 г. он снизился до 39,9%. Доля расходов населения Гродненской области на покупку продуктов питания на 2,7 п.п. ниже среднереспубликанского уровня.

На наш взгляд, оценивать роль денежных доходов в формировании потребительского рынка необходимо не только по сопоставлению показателей роста денежных доходов и розничного товарооборота, отмечая по показателю товарооборота реализованный потенциал рынка, а по показателю денежных доходов возможности развития потребительского рынка, но и по сопоставлению показателей роста денежных доходов и объема производства.

Денежные доходы напрямую связаны не только со сферой их реализации, но в первую очередь со сферой их образования. Основную долю в величине денежных доходов занимает заработная плата, которая является ценой труда как фактора производства. Поэтому рост заработной платы и, как следствие, доходов должен быть связан с ростом объема производства.

Если коэффициент опережения ниже единицы, то по характеру его проявления на потребительском рынке можно судить, что в государство проводит политику «дорогих денег», когда объем производства привязан к цене одного из важнейших факторов производства (рабочей силы). Если он больше единицы, то государство проводит политику «дешевых денег», в основном направленную на стимулирование потребления. И ее можно считать эффективной в том случае, если она способствует оживлению внутреннего потребительского рынка: росту производства и реализации отечественных потребительских товаров, сокращению товарных запасов.

Сопоставив данные таблиц 3 и 4, можно сделать вывод, что в Гродненской области в 2003 г. проводилась политика «дорогих денег» с целью стабилизации экономики и существенного замедления темпов инфляции. К началу этого года товарные запасы в торговле были явно занижены и составляли 31 день, поэтому в этом году необходимо было насытить рынок потребительским товарами и не допустить опережения роста доходов темпов роста производства, что неминуемо спровоцировало бы инфляцию.

В 2004 г. темп роста доходов практически сравнялся с темпом роста производства, что в целом сделало рынок региона достаточно стабильным, но при этом не достаточно сбалансированным по соответствию величины предложении величине спроса, так как величина товарных запасов в розничной торговле резко возросла и составила 41 день.

В 2005 г. в регионе проводилась политика «дешевых денег», которую можно связать с тем, что в предыдущем году значительно выросло производство потребительских товаров, но при этом не все произведенные товары были реализованы. Поэтому опережающий рост доходов по сравнению с ростом производства потребительских товаров был направлен на стимулирование потребления и, как следствие, сокращение величины товарных запасов.

Стабильное состояние потребительского рынка в 2006 г. характеризуется не только ростом денежных доходов, товарооборота и производства потребительских товаров, но и оптимизацией товарных запасов, достаточно низким уровнем инфляции, сбалансированностью всего потребительского рынка региона.

На наш взгляд, стабильное развитие потребительского рынка должно быть отмечено не только темпами роста основных экономических показателей: розничного товарооборота, денежных доходов и объема производства, но и соблюдением их пропорций: темп роста объема производства должен опережать темп роста денежных доходов, который в свою очередь должен опережать или быть равным темпу роста розничного товарооборота.

Хотя очевидно, что при таком соотношении показателей рынок рано или поздно столкнется с кризисом перепроизводства. Поэтому качественный успех развития внутреннего потребительского рынка зависит от выхода на внешний рынок. В этом случае государство имеет ресурс в виде доходов, по-лучаемых по чистому экспорту, которые стимулируют отечественного производителя и позволят повысить доходы населения за счет увеличения заработной платы.

В статье предпринята попытка выявить взаимодействие доходов населения и рынка потребительских товаров через механизм их взаимосвязи со сферами производства и потребления. В современных условиях денежные доходы являются не только величиной, определяющей спрос, но и своеобразным рычагом управления потребительским рынком. Для этого предлагается оценивать реальные денежные доходы не по абсолютному значению, а по показателям темпа роста, для последующего сопоставления с темпами роста объема производства потребительских товаров в регионе и рассматривать воздействие полученного результата на состояние товарных запасов в сфере обращения.

Таким образом, сопоставив полученные показатели коэффициента опережения с величиной товарных запасов в розничной торговле, можно оценить результат государственной политики в области регулирования потребительского рынка через механизм формирования и реализации доходов населения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *