Роль семейной политики в обеспечении инновационного развития

Формирование и повышение интеллектуального потенциала Республики Беларусь невозможно без совершенствования социально-экономической политики, отвечающей приоритетам устойчивого социально-экономического развития и способной активно влиять на конкурентоспособность экономики.

В данном контексте выработка грамотной государственной семейной политики способна повлиять на устойчивое социально-экономическое развитие государства. Она представляет собой целостную систему мер, направленных на создание условий, способствующих наиболее благоприятному выполнению семьей своей основной функции — воспроизводства качественного человеческого капитала, без которого невозможно поступательное развитие страны.

Проведение грамотной семейной политики необходимо для решения проблемы качества населения, то есть комплекса взаимосвязанных сведений (о рождаемости, здоровье, смертности, образовании, квалификации, производительности труда, доходе на душу населения, этническом составе, миграции и т.д.). Общество заинтересовано в том, чтобы дети рождались здоровыми и могли получить полноценное образование, а родители — совмещать профессиональную карьеру и семейные обязанности.

Это можно объяснить следующим: несмотря на то, что последние 13 лет экономика Республики Беларусь динамично развивалась — с 1996 по 2008 г. ВВП Беларуси рос в среднем на 7,6%, реальные денежные доходы населения — на 13,2%, в 2009 г. по причине мирового финансово-экономического кризиса рост экономики снизился.

Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в 2009 г. составил 75,9%.

Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самоза-нятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.

По данным Министерства статистики и анализа, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-июне 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 15,2%, и составила 1104,1 тыс. руб., в том числе в июне — 1234,9 тыс. руб..

Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.

Следует отметить, что в республике в 2000-е гг. рост минимальной заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы. Это преследовало цель максимально подтянуть заработки низкооплачиваемых работников.

Согласно Указу Президента от 27 сентября 2010 г. «Об установлении на ноябрь-декабрь 2010 года размеров заработной платы» на ноябрь-декабрь месячная заработная плата равна 400 000 рублей, часовая — 2 360 рублей. В ведущих европейских странах минимальный уровень зарплаты составляет 15-20 долл. в час. В документах ООН зарплата ниже 3 долл. в час считается недопустимой. Низкая зарплата не позволяет увеличить платежеспособный спрос и делает местный рынок непривлекательным для инвестиций.

Заниженный уровень заработной платы также подрывает нормальный процесс воспроизводства трудовых ресурсов и выступает серьезным ограничителем увеличения покупательной способности населения, а значит, и роста производства.

Поэтому регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики белорусского государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить не только собственное благосостояние, но и своей семьи при усилении адресности социальной политики государства.

В последнее десятилетие демографическая ситуация в нашей республике характеризуется низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, что привело к его естественной убыли. Численность населения Беларуси на 1 января 2010 г. составила 9 503 807 человек. По данным Национального статистического комитета, за 2009 г. численность жителей республики уменьшилась на 13 тыс. человек, а за 10 лет — на 541 тысячу, или на 5,4% (по итогам переписи 2009 г.).

Коэффициент рождаемости сегодня составляет 1,4. Но для обеспечения замещения поколений на уровне простого воспроизводства этот показатель должен быть не менее 2,2 детей на одну женщину.

И это несмотря на меры, принимаемые государством для улучшения материальной базы семей с детьми. Повышаются размеры детских пособий, заработная плата родителей. Но, как видно, этих мер недостаточно.

Высоким остается показатель смертности населения. Среди причин смертности ведущее место занимают болезни системы кровообращения, новообразования, несчастные случаи, травмы и отравления.

Таким образом, в современной политике неуклонно повышается значимость социальной составляющей. Государство, не поддерживающее надлежащим образом науку, образование, здравоохранение, не решающее своевременно демографические и социальные проблемы, не имеет будущего. Поэтому сегодня особое внимание на государственном уровне должно уделяться созданию и развитию качественного человеческого капитала. Это — обязательное условие успешного развития государства.

Семья является тем важнейшим источником социального и экономического развития общества, который производит главное общественное богатство — человека. Поэтому государство должно не только решать неотложные проблемы семьи, но и приступить к разработке и реализации долговременной стратегии семейной политики.

В основу этой политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, гендерное равенство во всех областях жизнедеятельности мужчин и женщин, включая семью, сферу производства и общественную деятельность.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *