Роль сферы туризма в формировании ВВП

Мировой финансово-экономический кризис оказал самое непосредственное воздействие на динамику сферы туризма в мировом масштабе. Стабильный четырехлетний рост, составлявший в среднем 3,6%, сменился к 2008 г. замедлением деятельности сферы туризма на 2,6 п.п. По оценке специалистов, в 2009 г. спад туристической деятельности достиг 3,5%. Вклад индустрии туризма (включая деловые поездки и поездки в лич-

ных целях) в формирование всемирного ВВП (с учетом косвенного воздействия туризма на развитие сопутствующих отраслей и экономики в целом) в 2009 г. составил 9,4%.

По мере выхода мировой экономики из кризиса сфера туризма, по прогнозам специалистов, должна вновь занять свое лидиру-ющее положение, а ее реальный среднегодовой рост в последующие 10 лет составит 4,0%. Как ожидается, вклад туризма в формирование мирового ВВП к 2019г. повысится с 5,474 трлн долларов США до 10,478 трлн. При этом число рабочих мест, создаваемых данной сферой, должно увеличиться с 219810 тыс. единиц (7,6% общего количества занятых) до 275688 тыс. единиц (8,4% полной занятости). Экспортный доход в результате реализации туристического продукта, составивший 10,9% полного мирового экспорта (1,980 трлн дол-ларов США) в 2009г., к 2019г. в номинальной оценке достигнет 4,132 трлн (9,8%).

Соотношение в показателях развития международного туризма в странах и регионах существенно различается. Большинству развитых стран мира присущи показатели развития отрасли и ее вклада в национальные экономики, соответствующие общемировым значениям  на уровне 7-9% от объема ВВП и количества создаваемых рабочих мест.

Очевиден тот факт, что Республика Беларусь по итогам 2009 г. в сопоставлении с общемировыми данными использует потенциал данной отрасли как минимум наполовину, что выражается в миллиардных потерях ВВП страны. Указанные потери становятся более очевидными при анализе возможностей отрасли в ряде стран, успешно развивающих туристический бизнес. К примеру, в Хорватии до 25% ВВП создается в данной и сопутствующих ей сферах деятельности, что приносит стране порядка 30% рабочих мест.

По состоянию на конец 2009 г. в Республике Беларусь осуществляло туристическую деятельность 720 организаций, услугами которых воспользовалось более 411 тыс. человек (организованных туристов). Численность таких туристов, выезжавших из страны, как и в предыдущие годы, было больше, чем туристов, посетивших страну. В 2009 г. на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось трое белорусов, выехавших за рубеж.

Численность организованных туристов, посетивших Республику Беларусь в 2009 г.,

Очевиден тот факт, что Республика Беларусь по итогам 2009 г. в сопоставлении с общемировыми данными использует потенциал данной отрасли как минимум наполовину, что выражается в миллиардных потерях ВВП страны. Указанные потери становятся более очевидными при анализе возможностей отрасли в ряде стран, успешно развивающих туристический бизнес. К примеру, в Хорватии до 25% ВВП создается в данной и сопутствующих ей сферах деятельности, что приносит стране порядка 30% рабочих мест.

По состоянию на конец 2009 г. в Республике Беларусь осуществляло туристическую деятельность 720 организаций, услугами которых воспользовалось более 411 тыс. человек (организованных туристов). Численность таких туристов, выезжавших из страны, как и в предыдущие годы, было больше, чем туристов, посетивших страну. В 2009 г. на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось трое белорусов, выехавших за рубеж.

Численность организованных туристов, посетивших Республику Беларусь в 2009 г., понижающее влияние на туристические расходы населения. Приведенные выше сведения о влиянии текущего кризиса на развитие отрасли полностью подтверждают данную взаимосвязь.

Помимо общей экономической ситуации, отдельные стороны экономической жизни также могут отразиться на результатах работы отрасли. К примеру, усиление позиции евро по отношению к доллару США, британскому фунту и иене существенно снизило потоки туризма в пределах Европы. Еврозональные страны потеряли сравнительные преимущества для соответствующих регионов мира.

Медицинские и погодные факторы.

В последние годы факторы здоровья также приобрели весомое воздействие на рынок туризма. Аспект, в значительной мере проявившийся в последнее время, — так называемый «туризм для всех». Это означает полноценное участие людей с ограниченными возможно-стями (инвалидов) в туристической активности. Данный фактор предполагает доступность средств транспорта, достопримечательностей, пляжей и других услуг для названной категории населения.

По данным официальной статистики ЕС, доля лиц этой группы оценена в 9% населения (33,8 млн человек). Однако реальное число указанных лиц намного выше — приблизительно 25% (Европейская Комиссия, 2004 г.). Данный факт выдвигает на первый план значение адаптации туристических услуг и сферы в целом с целью устранения дискриминации и вовлечения в туристический оборот людей с ограниченными возможностями.

На первый план выдвигается также медицинская безопасность пребывания в месте предназначения путешествия. После атипичной пневмонии в 2003 г., вспышки птичьего гриппа в конце 2004/начале 2005 гг. в Азии (Индонезия, Корея, Таиланд, Китай, и т.д.) и затем его распространения к домашней и дикой птице в России, Турции, Румынии и других восточноевропейских и североафриканских странах, в туристическом бизнесе данных регионов отмечался спад активности. Аналогичное воздействие оказала пандемия гриппа (H1N1).

Влияние погодных условий оказывает аналогичное воздействие на развитие отрасли. Цунами в Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 г., ураганы на Карибских островах и в Мексике, наводнения в европейских странах, лесные пожары в Средиземноморской области также вызвали спад туризма в указанных регионах, сопровождавшийся эффектом замены в географии туристических потоков.

Стратегия маркетинга и факторы доступности.

К числу серьезных факторов, определяющих развитие въездного туризма, следует отнести привлекательность ведущих спортивных и культурных событий. Чемпионат мира по футболу в Германии-2006 сопровождался существенным ростом числа международных прибытий. Зачастую даже если непосредственное число прибывших не оказывает ожидаемого прямого экономического эффекта в принимающей стране, то в последующие годы достигается косвенный эффект. Например, в Греции и Португалии, не достигших максимума ожидавшегося роста от потенциала летней Олимпиады-2004 и европейского Кубка UEFA, в последующие годы зафиксировано существенное увеличение международных прибытий. В Нидерландах увеличение притока туристов было связано с празднованием 400-летия со дня рождения Рембрандта; в Австрии празднование 250-летия рождения Моцарта дало частичную компенсацию дождливому летнему сезону и нехватке снега на горнолыжных курортах зимой.

Изменение демографических характеристик населения (старение, уменьшение размера семей, увеличение количества одиночных людей и бездетных пар и т.д.), жизненных ценностей (поиск новых жизненных ощущений и опыта и т.д.) и образа жизни (гибкие часы работы, более высокие доходы и большее количество свободного времени, снижение продолжительности отпусков, стремление к здоровому образу жизни и т.д.) требуют развития новых продуктов туризма и услуг, новой концепции маркетинга и соответствующих им стратегий. На рынке туристических услуг происходят следующие изменения:

  • развитие туризма «близости», при котором география поездки располагается близко к обычному месту жительства (поездки уикэнда);
  • возрастающий интерес к «горящим» путевкам, обеспечивающим весомые скидки от стоимости;
  • расширение интереса к различным разновидностям экологического туризма, обеспечивающего непосредственный контакт с природой и окружающей средой;
  • направление «прочь избитый след», дающее возможность новых открытий, приключений, приобретения реального и подлинного опыта путешествий;
  • развитие новых культурных горизонтов («культура жизненного уклада»), предполагающее расширение программы посещения музеев и пр. достопримечательностей за счет ознакомления с общим культурным контекстом местности (традиции, фольклор, ремесленные производства, образ жизни, особенности национальной кухни и т.д.).

Соответственно, увеличение частоты путешествий и снижение продолжительности пребываний стимулировались фактором доступности: развитием низкобюджетных авиалиний (European Travel Commission, European Tourism Insights 2006, ETC Market Intelligence Report No 32007, May). Усовершенствование международного воздушного транспорта с новыми экономическими вариантами выступило главным элементом в определении успеха новых городов/курортов и новых стран в центральной и Восточной Европе (например, Латвия и Литва для стран ЕС). Также низкобюджетные авиалинии создали дополнительный спрос на туристический продукт, привлекая новые группы путешественников с ограниченными бюджетами.

 Факторы технологии.

Развитие Интернета и электронной коммерции, конвергенция между информационными и коммуникационными технологиям (ICT) и мультимедиа, распространение мобильных технологий (GSM, UMTS, и т.д.), навигационных систем (GPS) и пр. факторов оказывают существенное воздействие на формирование туристических интересов и, таким образом, на конкурентоспособность отрасли.

Согласно последним статистическим данным сети (Internet World Statistics, 2007), в Европе приблизительно 348,1 млн человек (43,4% всего населения) используют Интернет для определения туристических предпочтений.

Перспективными видами туризма в Беларуси являются социальный туризм, бизнес-туризм, образовательный, экскурсионно-познавательный, спортивно-оздоровительный, экологический, молодежный и школьный туризм.

Для формирования современной стратегии продвижения данных туристских продуктов на внутреннем и международном рынках следует предпринять:

  • широкомасштабное проведение рекламно-информационной кампании с использованием новейших технологий в средствах массовой информации в Беларуси и за рубежом;
  • развитие выставочно-ярмарочной деятельности в сфере туризма, в том числе представление туристских возможностей страны единым национальным стендом;
  • организацию презентаций туристских возможностей республики в странах, направляющих туристов в Беларусь;
  • организацию сети информационных центров для иностранных и отечественных туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;
  • формирование современной статистики туризма и обеспечение ее массовой доступности.

Таким образом, несмотря на стабильность политической и социальной обстановки в стране и достоинства ее географического характера реальное повышение эффективности и конкурентоспособности туристического комплекса республики за счет удовлетворения потребностей как белорусских, так и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах требует методичной целенаправленной работы. Она должна проводиться не только в области формирования международного имиджа страны и ее «узнаваемости» на внешних туристических рынках, но и в плане создания оптимальной инфраструктуры сферы туризма, отвечающей лучшим мировым стандартам и требованиям самых взыскательных туристов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *