Роль экономической дипломатии в мировой экономике

Экономическая дипломатия является относительно новой областью международной деятельности в сфере общественно-политических отношений. Это неотъемлемая часть современной науки и практики мировой экономики и международной экономической деятельности в международных отношениях.

Мировая экономика и международная политика выступают в данной дисциплине в единном блоке, меняясь местами в качестве субъекта и объекта. Политика экономизируется, экономика политизируется — такова в самых общих чертах суть этого процесса.

Современной экономической дипломатии предшествовал период торговой дипломатии. За этот период союз дипломатии с экономикой приобрел черты всеобщего явления. За это время стало правилом аристократическое и политически утонченное дипломатическое обеспечение торгово-экономических интересов в международных экономических отношениях. Происходившие в мировой экономике изменения к концу 90-х гг. XX в. достигли той степени зрелости, которая получила название глобализации. Значение этих изменений особенно велико на фоне современных тенденций мирового развития, ставящих небывало сложные проблемы перед всем международным сообществом. Глобализация обретает новое качество, охватывая все больше сторон жизни человеческого общества, увеличивая географический охват и глубину воздействия на современную цивилизацию. Глобализация сфер международной безопасности, торговли, финансов, информационной сферы превращается в основной фактор, определяющий характер современных международных отношений, которые затрагивают непосредственно интересы каждого государства.

Развитие процессов глобализации вызывает острые дискуссии среди ученых, политиков, которые высказывают порой противоположные мнения относительно сущности и природы этого явления, его движущих сил и последствий для мировой цивилизации.

Все более оформляется идея необходимости «глобализации с человеческим лицом», т.е. с учетом национальных традиций и ценностей, при недопущении чисто рыночных подходов и стандартов в ущерб национальным ценностям, повышении роли социальной ориентации в процессе экономического развития. Экономическая теория и практика подтверждают, что важнейшим фактором устойчивого экономического роста становится человеческий потенциал. Увеличение вложений в развитие человека рассматривается уже не как вспомогательное средство, а как стратегия, обеспечивающая повышение эффективности экономики.

С переходом к новым условиям функционирования мировой экономики обостряется проблема преодоления новых глобальных проблем и вызовов. Здесь сталкиваются противоречивые тенденции. С одной стороны, — удерживать конфликтные столкновения интересов под контролем, обеспечить их разрешение на основе тех правил игры, которые разработаны и совершенствуются в мировом сообществе, — важная теоретическая и практическая задача для экономической дипломатии. С другой стороны, наряду с функцией выработки и содействия соблюдению международно согласованных стандартов, международного права и международных обязательств в сферу экономической дипломатии попадают и меры прямо противоположного свойства, когда международные стандарты пытаются принести в жертву национальным, идеологическим и прочим концепциям.

С развитием глобализации все более важную роль в международных экономических отношениях стали играть транснациональные корпорации. В связи с этим видный японский бизнесмен, основатель фирмы Сони, Акио Морита выдвинул свою программу транснационализации:

«Некоторые черты, которые я хотел бы увидеть в деятельности японских компаний, таковы:

  • — производить больше продуктов непосредственно в США, тем самым сокращая экспорт из Японии и создавая в Америке рабочие места, требующие высокой квалификации;
  • — улучшать человеческий капитал в США с помощью подготовки рабочих по наиболее продвинутым аспектам японских производственных процессов, а также осуществляя научно-исследовательские и конструкторские работы непосредственно в США;
  • — строить деловое партнерство с аналогично мыслящими американскими корпорациями, включая технологические обмены и трансферты;
  • — применять принцип «политика без границ» внутри японских корпораций, интернационализируя менеджмент, насколько это возможно, и предлагая равные возможности для обучения и профессионального роста всем занятым;
  • — выступать в качестве корпоративных граждан в деятельности местных властей в Соединенных Штатах при осуществлении филантропических мероприятий, особенно в области образования, профессионального обучения и научных исследований;
  • — работать в пользу сокращения дисбалансов в области внешней торговли, выявляя такие высококлассные компании и товары в Соединенных Штатах, которые могли бы быть представлены на японском рынке».

Как видно, Акио Морита проявил интерес к развитию бизнеса как в своей стране, так и за рубежом, в данном случае — в США. Такое трансграничное перенесение интересов ведения бизнеса — типичное проявление последствий транснационализации, при которой международные корпорации сбрасывают свои национальные мундиры.

Есть многочисленные свидетельства того, что политические и экономические аспекты экономической дипломатии в конечном счете выступают в неразрывном единстве. Подтверждение тому — многочисленные научные исследования и мемуары.

Так, бывший Государственный Секретарь США Генри Киссинджер в своей фундаментальной работе «Дипломатия», приводит интересное соображение, которое весьма уместно при рассмотрении роли управленческих функций в экономике великой державы, включая наделение дипломатии новыми экономическими функциями.

В любом случае переход к экономической дипломатии является сложным процессом, в том числе и в плане создания в стране новой рыночной экономики (никакая самая авторитетная дипломатия не в состоянии заменить собой возможности рынка), адекватной социально-экономической структуре, и в геополитическом измерении.

Экономическая дипломатия — явление комплексное. Она призвана обеспечивать защиту и продвижение в международных экономических отношениях экономических интересов стран или регионов, например в ЕС, причем помогать решать проблемы развития и совершенствования рынка в тех параметрах и формах, которые более соответствуют современным представлениям и взглядам на общество и экономику, чем это в состоянии сделать рынок. При этом обнаруживаются существенные расхождения в самом понимании целей и задач экономической дипломатии.

Одни видят в экономической дипломатии всего лишь механизмы продвижения торгово-экономических интересов национального бизнеса, включая даже недопустимые механизмы дипломатической защиты. Другие рассматривают экономическую дипломатию как еще одну возможность укреплять международные позиции своей страны, ее возможности на переговорах. Третьим представляется особенно важным использование торговых и иных аналогичных проблем как средства продвижения за рубеж норм и стандартов ведения экономических отношений в том нормативном и социально-политическом русле, которое отвечает интересам конкретных национальных финансово-промышленных элит. Четвертым возможности экономической дипломатии видятся как удобный механизм передела рынков и сфер влияния в выгодном для них ключе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *