Российский фондовый рынок: особенности развития и анализ

Изучение российского опыта в данной связи представляет интерес по нескольким причинам. Во-первых, в Российской Федерации вопросам развития оборота ценных бумаг уделяется особое внимание в связи с четкой установкой на завершение рыночных реформ, начатых еще в начале 1990-х гг. Во-вторых, союзнический характер отношений между нашими различными по масштабам государствами требует изучения тех процессов у более крупного партнера, которые с развитием экономической интеграции могут прийти и в Беларусь.

Наконец, финансово-экономический кризис выявил множество слабых мест в структуре и механизмах российского фондового рынка, исследование которых необходимо для того, чтобы избежать или сгладить остроту схожих проблем в нашей стране.

Принимая во внимание то, что оборот ценных бумаг начал развиваться в России еще до революции 1917 г., можно утверждать, что после распада СССР с началом ваучерной приватизации 1992— 1994 гг. и радикальными преобразованиями социально-экономической системы произошло второе рождение российского фондового рынка. Очевидно, что это развитие происходило с чистого листа, так как опыт зарубежных стран в российских реалиях оказался неадекватным.

В развитых странах институциональные основы фондового рынка складывались естественным образом в ходе длительного исторического развития. В России же должной институциональной основы для успешного формирования инфраструктуры рынка ценных бумаг не было.

В частности, отсутствовали подготовленные специалисты для работы на фондовом рынке, не было фондовых бирж и специализированных органов для регулирования и контроля данного рынка. И самое главное, как можно предположить, у субъектов хозяйствования отсутствовала естественная потребность в фондовом рынке с точки зрения его основной функции: перераспределения денежных средств из экономически менее эффективных в более эффективные сферы.

Регулярные биржевые торги по акциям начались на ММВБ весной 1997 г., на которой стали котироваться акции наиболее надежных эмитентов, а именно компаний топливно-энергетического сектора: РАО «ЕЭС России», ОАО «Мосэнерго», НК «Лукойл».

По мере стабилизации макроэкономической ситуации в России во второй половине 90-х гг. инвесторы стали более активно действовать на рынке ценных бумаг, что заметно, например, по росту объема торговли на ММВБ. Так, например, оборот рынка ценных бумаг на ММВБ, составивший в апреле 1997 г. 35 млн. росс, рублей, в августе уже был равен 700 млн. росс, рублей, а в октябре вырос до 1,6 млрд. росс, рублей. Быстро росло количество участников рынка акций ММВБ. Если на 1 июня 1997 г. их было 31, то к сентябрю секция фондового рынка уже насчитывала более 200 участников.

Очевидно, что российский фондовый рынок стал отражать развитие наиболее конкурентных отраслей российской экономики. Принимая во внимание, что в международном разделении труда Россия специализируется на производстве сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, наиболее активно велись торги акциями и облигациями именно этих секторов (так называемых акций «первого эшелона» в конкретных российских условиях). Кроме того, на российском фондовом рынке с середины 90-х гг. появились новые динамично развивающиеся сферы: банковская деятельность, финансовые и страховые услуги, финансово-деловое посредничество и др. Также активно стал формироваться сектор телекоммуникаций и оптовой и розничной торговли.

Экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г., положил конец данному периоду развития фондового рынка в России. Считается, что основной причиной этого кризиса стали спекуляции с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), которые были учреждены в феврале 1993 г. решением Правительства и Верховного Совета Российской Федерации. Это были ценные бумаги со сроком обращения 3; 6 и 12 месяцев и номиналом в 1 млн. росс, рублей. Банк России продавал ГКО существенно ниже номинала, но Министерство финансов выкупало их позднее по номиналу. Доходность по данному финансовому инструменту была крайне высока.

Рынок ГКО постоянно расширялся, при этом выплаты по предыдущим ГКО производились за счет новых выпусков. Данный инструмент был крайне привлекателен для инвесторов, так как ГКО обладали высокой доходностью и ликвидностью при коротком сроке обращения.

Доходность ГКО в долларовом эквиваленте была гарантирована установленным валютным коридором (курс рубля к доллару стабилизировался на отметке 6 руб. за 1 долл. США). Цены на энергоносители, составляющие основу российского экспорта, были низкими (на нефть меньше 20 долл. США за баррель), государственный долг рос, и доходность ГКО была слишком велика, чтобы государство было в состоянии выплачивать ее при фиксированном валютном курсе. В августе 1998 г., когда ситуация достигла критической точки, был объявлен дефолт по внутреннему долгу, очевидно, чтобы предотвратить эмиссию ничем не обеспеченных денег и не порождать инфляцию. Банкам было разрешено временно отказаться от исполнения обязательств перед клиентами, отменены «валютный коридор» и политика поддержания курса рубля.

Вследствие кризиса за месяц курс рубля к доллару упал в 3 раза (уже 9 сентября 1998 г. курс составил 20,83 руб. за 1 долл. США), было подорвано доверие инвесторов и граждан к государству и банкам. Инвесторы стали выводить средства как из реального сектора, так и с фондового рынка. Макроэкономическая и политическая нестабильность привела к обвалу фондовых индексов: они достигли своих исторических минимумов. Здесь необходимо пояснить, что наиболее признанными российскими индексами для рынка акций являются индекс РТС (RTS) и индекс ММВБ (MICEX).

С возобновлением роста российских биржевых индексов в 2002 г. можно говорить о начале второго периода в развитии фондового рынка России. Рост российских индексов (в такт мировым фондовым индексам) приобрел стабильную динамику, которая была, очевидно, обусловлена устойчивым и стремительным удорожанием углеводородов — основной товарной группы в экспорте России.

С ростом цен на нефть стала расти и привлекательность компаний российского топливно-энергетического комплекса, в него начали интенсивно поступать средства иностранных инвесторов. Тем не менее достаточно сложно сказать, были ли это средства иностранных резидентов, или реинвестированные доходы российских компаний, возвращенные в Россию через оффшорные территории.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *