Рынок корпоративной интеграции: субъективные, объективные, государственные объединения, рынок корпоративного контроля
Проблемой межфирменной интеграции занимались экономисты различных школ: классического направления и марксизма (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс), неоклассического (Дж. Спенглер, Ж. Тироль), институционального (Р. Коуз, О. Уильямсон, П. Джос-коу. X. Демсец), эволюционного (С. Уинтер). Среди российских экономистов, внесших значительный вклад в исследование межфирменной интеграции следует выделить С. Авдашеву, Ю. Винслава, В. Дементьева, Э. Дунаева, Я. Паппэ, и др.
Особенностью работ отечественных авторов является то, что при исследовании межфирменной интеграции акцент смещен в сферу корпоративного контроля и управления интегрированными структурами. Вопросы места и роли этих структур в национальной и мировой экономике остаются в тени. Недостаточно проанализированы вопросы институциональных основ формирования интегрированных корпоративных структур (ИКС) и рынка корпоративной интеграции в целом.
На современном этапе интерес к проблеме интеграции и ИКС активизируется, что обусловлено необходимостью создания в национальной экономике форм объединений предприятий, адекватных современному уровню развития международного бизнеса, повышением глобальной конкурентоспособности отечественных производителей.
В настоящее время сфера корпоративной интеграции в западных странах активно развивается и характеризуется следующими особенностями:
- Концентрацией сделок в сфере услуг, высоких технологий, финансов.
- Высоким уровнем развития инфраструктуры рынка корпоративной интеграции, включающим высоколиквидный фондовый и финансовый рынки, специализированныхконсультантов-брокеров, инвестиционные банки и т.д.
- Высокими темпами роста рынка корпоративной интеграции и консолидацией капитала в отдельных отраслях.
- Акцент современных сделок делается на стратегию, а не на быстрое финансовое обогащение. Происходящие сделки мотивируются конкретной стратегией, которая могла быть эффективнее достигнута через поглощение, чем через внутреннее расширение.
- Финансирование в основном за счет собственных, а не заемных средств, что привело к появлению объединений с меньшей долговой нагрузкой.
- Всё большее значение приобретают сделки, альтернативные слияниям/поглощениям: сделки в форме альянсов, где каждый из партнеров обладает недостающим другому партнеру определенным преимуществом.
Западный рынок корпоративной интеграции имеет многолетнюю историю и в его основе лежит развитая инфраструктура, формирующая необходимый каркас для успешного развития процессов консолидации капитала. Начавшиеся преобразования в экономике России и Республики Беларусь в начале 90-х гг. также создали базовые предпосылки для аналогичных процессов.
Вместе с тем институциональный вакуум, образовавшийся в связи с разрушением старых механизмов хозяйствования, и несоответствие заимствованных рыночных институтов имеющимся культурным традициям привело к образованию нецивилизованных, незаконных и полузаконных методов установления контроля над бизнесом в России и практическому отсутствию рыночных интеграционных сделок в Республике Беларусь.
Понятийный аппарат, принятый в международной практике, чужд российско-белорусской системе права. Существует понятие «слияния» (хотя и носит смысл, отличный от принятого в международной практике), ко-торое, наряду с присоединением, разделением, выделением и преобразованием, является одной из форм реорганизации юридических лиц. Специальные нормы, детально регулирующие вопросы установления контроля над бизнесом, по большей части отсутствуют, в результате чего в законодательстве появляются спорные нормы, которые оставляют возможность для злоупотребления правом.
В отличие от зарубежного опыта в России отсутствует детальное регулирование вопросов, относящихся к установлению контроля над бизнесом. Несмотря на большое количество нормативных актов, применяемых в отношении интеграционных сделок, уровень правового регулирования этой сферы в России невысок. Так, например, понятие «слияние» в российском законодательстве трактуется иначе, чем в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, а понятие альянс вообще отсутствует.
Отличительные особенности российского рынка корпоративной интеграции на современном этапе состоят в том, что:
- Купля-продажа бизнеса носит скрытый характер. Только около 50-60 компаний в России, стратегии которых ориентированы на рост капитализации, прозрачность, вывод своих акций на биржевые площадки, представляют исчерпывающую информацию, как о составе акционеров, так и о смене собственников на контрольные пакеты акций. Латентность рынка наиболее значима в диапазоне малых сделок до 5 млн. долл. и достигает при этом значения в 65 %.
- Осуществляется переход к более структурированным иерархическим группам, целью которых является превращение компании в закрытое общество.
- Происходит концентрация сделок в топливно-энергетическом комплексе и добывающей промышленности .
- Отмечается шзкий процент международных сделок. Доля иностранных покупателей на российском рынке корпоративной интеграции составляет около 14 %.
- Отсутствуют единые стандарты подготовки компаний к продаже, оценки ее стоимости и имеются существенные пробелы в законодательстве. Отсутствуют важнейшие элементы рынка корпоративного контроля: банки, финансирующие сделки С/П, страховые компании, страхующие риски таких сделок, профессиональные консультанты.
В целом за последние годы рынок корпоративной интеграции в России рос темпами, заметно опережающими темпы роста мирового рынка интеграционных сделок. Стоимостная структура интеграционных сделок свидетельствует о явном преобладании и привлекательности для консолидации сырьевых отраслей — нефтегазовой (около 67 %) и металлургии (около 9 %). Количественно отраслевая структура рынка корпоративной интеграции менее консолидирована.
В Республике Беларусь основным понятием, используемым в законодательстве о ИКС, является хозяйственная группа. Ее определение дано в Указе Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 482. Как и в большинстве развитых стран предусмотрены два варианта создания такой группы: имущественный и договорной. Однако конкретные формы объединений юридических лиц за исключением финансово-промышленных групп (ФПГ), а также пути их создания законодательно не оговорены. Согласно белорусскому законодательству хозяйственные группы не являются юридическими лицами и подлежат регистрации в реестре хозяйственных групп.
В результате этого в Республике Беларусь, как и в России, сформировались два принципиально разных типа ИКС: объективные и субъективные объединения. Субъективные объединения являются зарегистрированными в установленном порядке и обладающие соответствующим статусом: ФПГ, государственные объединения (концерны, производственные объединения). Объективные объединения не регистрируются и не обладают статусом группы, к их числу относятся холдинги.
Наиболее крупные группы хозяйственных субъектов в экономике Республики Беларусь — государственные объединения. Несмотря на широкое распространение в экономике республики данный тип объединений признается временным, поскольку законодательство никак не регулирует его внутреннюю природу, а именно: вопросы вхождения, права и обязанности участников, управление и т.д.
Гражданский кодекс Республики Беларусь не содержит подобного вида юридического лица, поэтому данные структуры (созданные до вступления ГК в силу в 1998 г.) отчасти находятся вне правового поля о хозяйственных группах и функционируют до особого распоряжения Президента Республики Беларусь, Правительства, являясь (согласно Декрету Президента от 16.11.2000 №22) коммерческими организациями. Несмотря на то, что, согласно законодательству, хозяйственные группы не являются юридическими лицами, государственные объединения признаются таковыми и представляют собой самостоятельный вид коммерческой организации, что вносит двоякость толкования законодательства и приводит к хозяйственному неравенству между субъективными и объективными ИКС.
Таким образом, особенностями современного этапа становления рынка корпоративного контроля в Республики Беларусь являются:
- Отсутствие четкого разделения хозяйственных групп по типам и способам создания, за исключением ФПГ.
- Наличие в экономике разделения на объективные и субъективные хозяйственные объединения, отличающиеся по статусу и применяемому к ним законодательству, в т.ч. антимонопольному.
- Наиболее крупными ИКС являются государственные объединения, являющиеся временными структурами, и обладающие преимуществами по отношению к прочим ИКС в связи с осуществляемыми ими властными функциями.
- Принцип неравенства на уровне ИКС и крупных юридических лиц.
- Государственная поддержка и высокая степень участия государства в контроле и регулировании деятельности ФПГ.
В целом институциональные основы формирования ИКС в республике имеют существенные недостатки, которые заключаются в следующем:
- В существующей экономической системе предприятия не заинтересованы и не способны создавать эффективные структуры на основе кооперации, поскольку не имеют заинтересованного собственника.
- Формирование объединений с участием крупнейших предприятий имеет директивный, а не рыночный характер, что не способствует достижению экономических целей объединения.
- Наличие «установки» на сохранение численности работников предприятий в рамках государственной политики по борьбе с безработицей противоречит принципам интеграции предприятий и повышения эффективности функционирования интегрированных структур.
- Существующие механизмы перераспределения финансовых ресурсов между ведомственными предприятиями не позволяют создавать рентабельным организациям фонды, необходимые для проведения трансформаций.
- Отсутствие эффективных рыночных институтов (фондового рынка, посредников-консультантов, развитого банковского сектора, инвестиционных фондов) не дает реальной возможности для быстрого и эффективного перелива капиталов в прибыльные сектора экономики, снижает ликвидность активов акционерных обществ, препятствует притоку иностранных и внутренних инвестиций в производство.
Таким образом, современное состояние рынка корпоративной интеграции в Республике Беларусь свидетельствует о необходимости существенных преобразований в данной сфере. Необходимые трансформации лежат в сфере институциональных реформ:
- Детальная проработка вопросов создания ИКС на законодательном уровне.
- Создание инфраструктуры, необходимой для консолидации капитала: развитого, высоколиквидного фондового рынка, инвестиционных банков, аккумулирующих значительные финансовые средства, консультантов по интеграционным сделкам.
- Акционирование государственных объединений через высоколиквидный фондовый рынок с привлечением преимущественно внутренних инвестиций на рыночных условиях.
- Снижение уровня вмешательства государства в процессы консолидации и интеграции капитала с сохранением функций контроля над соблюдением законодательства.
- Устранение принципа неравенства на уровне ИКС, лишение государственных ИКС властных функций.
- Разработка единых стандартов и принципов оценки стоимости компании и подготовки ее к продаже.
- Законодательное закрепление требования необходимости обеспечения публичности и прозрачности интеграционных сделок (состав акционеров, доля участия, годовые финансовые отчеты, распределяемая прибыль, котировка акций, сумма сделки, покупатель и т.д.).
- Государственная поддержка и стимулирование интеграционных процессов в ключевых отраслях: топливно-энергетической, машиностроении, финансовом секторе, секторе высоких технологий, услуг.
Реализация указанных мер позволит создать предпосылки для активизации процессов межфирменной интеграции, что положительным образом скажется на инвестиционной привлекательности республики, конкурентоспособности национальных производителей и экономики в целом.
Свежие комментарии