Системный экономический анализ деятельности свободных экономических зон

Опыт создания и функционирования свободных экономических зон (СЭЗ) свидетельствует об их значимости для экономического и социального развития государства и демонстрирует глубокие сдвиги в системе международных экономических отношений. СЭЗ как экономическая категория может быть определена в роли системы отношений, возникающих между обществом и данным территориальным образованием по поводу организации и участия в общественном производстве, обеспечения занятости населения, повышения уровня его благосостояния при регулирующей роли государства.

Основными субъектами хозяйствования СЭЗ являются совместные и иностранные предприятия, результативность деятельности которых проявляется в целенаправленном сосредоточении на локальном уровне большого количества нововведений; формировании качественно новых форм международного сотрудничества (международная специализация и кооперирование производства, участие в корпоративных научно-исследовательских проектах и др.), способствующих обновлению и активизации технологических и производственных контактов; стимулировании развития институтов рыночной инфраструктуры (банки, консалтинговые и страховые компании и др.), поддерживающих деловую активность в зоне; реализации совершенных методов хозяйствования, основанных на многообразии форм собственности, свободе хозяйственной деятельности и конкуренции с целью адаптации страны — учредителя зоны к быстро меняющимся условиям мировой экономики с соблюдением национальных экономических интересов.

Анализ свободной экономической зоны как сложной воспроизводственной организационно-экономической системы с многочисленными внутренними и внешними связями предполагает использование системного подхода, который позволяет получить более полное представление о сущности и специфике СЭЗ, глубже изучить механизм ее функционирования, выявить причинно-следственные связи между отдельными ее элементами. С этой целью в системном анализе свободных экономических зон предлагаем выделить три основных этапа.

Первый этап предполагает изучение организационно-экономических аспектов создания СЭЗ: целей, задач и принципов формирования, стадий и периодов создания и развития, организационных форм и эволюционного пути развития. Анализ целесообразно проводить на уровне региона (области) с учетом особенностей экономического потенциала данной территории, месторасположения СЭЗ, вклада ее в решение вопросов региональной политики государства.

Второй этап состоит в исследовании механизма функционирования СЭЗ на уровне его подсистем:

  • законодательной, которая представляет собой совокупность нормативно-законодательных актов, утвержденных на уровне государства и адаптированных к конкретным условиям хозяйствования свободной эконо-мической зоны; она включает в себя механизм формирования доходов и расходов зоны, систему льгот и преференций ее резидентам;
  • управленческой, предусматривающей формирование информационных потоков и организацию взаимодействия между субъектами и объектами управления в рамках СЭЗ;
  • социальной, охватывающей комплекс мероприятий по эффективному использованию новых рабочих мест, практической реализации системы социальных гарантий трудящимся на данной территории, определению практической реализации социальных льгот резидентам зоны.

Третий этап заключается в экономическом анализе эффективности функционирования и социально-экономических последствий развития свободной экономической зоны.

Таким образом, системный экономический анализ свободных экономических зон должен заключаться в научном обосновании организационно-экономических аспектов создания СЭЗ, раскрытии механизма ее функционирования в рамках законодательной, управленческой и социальной подсистем, а также определении экономической эффективности деятельности этого образования на уровне как региона, так и государства в целом. Данный подход сводится к комплексному исследованию процесса функционирования СЭЗ, позволяющему получить целостное представление и объективную оценку состояния и перспектив развития свободных экономических зон, а также своевременно выявить проблемы в их деятельности.

Логическим началом системного анализа свободных экономических зон являются цели и задачи их создания, которые во многом определяются историческим развитием данного региона, а также уровнем и характером экономического развития принимающей страны. Практика создания и функционирования СЭЗ государств с разным уровнем экономического развития свидетельствует о том, что основные цели развитых стран ориентированы преимущественно на повышение их конкурентоспособности и экспортного потенциала; развивающихся — на развитие внутренних регионов; стран с переходной экономикой — на содействие формированию рыночных отношений и разрешению кризисных явлений.

При проведении системного экономического анализа функционирования СЭЗ особого внимания заслуживает изучение свободной экономической зоны в контексте региональной политики государства по следующим основным направлениям.

Направленность первого вектора характеризует интересы частного и иностранного капиталов по отношению к свободной экономической зоне, которые состоят в экономии на факторах производства, во-первых, за счет экономии на разнице цен на рабочую силу, сырье, материалы и т.д., во-вторых, за счет снижения степени риска в условиях повышенной нестабильности внешней среды деятельности фирмы. Второй вектор отражает интересы государства, от лица которого выступает правительство. Речь идет о стимулировании экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей и расширении их присутствия на внешнем рынке.

Такой подход со стороны государства означает возможность создания дополнительных поступлений валютных средств в бюджет. Третий вектор представляет систему экономических интересов субъектов хозяйствования региона, а также населения, которое проживает в границах зоны и на прилегающей территории. В числе этих интересов — приобретение мирового управленческого опыта — одного из немногих «бесплатных» благ, предоставляемых СЭЗ национальным товаропроизводителям; развитие сотрудничества и кооперации с резидентами зоны; тиражирование техноло-гических решений на национальные предприятия и др. Интерес со стороны населения проявляется как в экономической (рост уровня реальных доходов и приближение к стандартам жизни, принятым в развитых странах), так и в социальной сферах, и ориентирован на длительную перспективу.

Суть социального интереса состоит в возможности повышения квалификационного уровня, получения новой, более интересной по содержанию и характеру работы, в стабилизации своего социально-экономического положения в обществе. Четвертый вектор — это социально-экономические проблемы развития данной территории. Выразителями экономических интересов в этом случае выступают представители местных органов власти, которые заинтересованы в широкомасштабном привлечении инвестиций для поступательного развития экономики региона, укрепления ее финансово-образующей структуры.

Из-за отсутствия единого методологического подхода и недостатка необходимой информации оценить в полной мере результативность создания СЭЗ как составляющей региональной политики и ее роль в решении проблем региона, ради которых она создана, невозможно. Тем не менее для оп-ределения эффекта от создания и функционирования свободной экономической зоны в рамках региона целесообразно выделить комплекс условий, заключающихся в:

  • — создании особых условий хозяйствования, способствующих повышению эффективности деятельности резидентов зоны;
  • — интенсификации производственных процессов как в промышленности, так и сельском хозяйстве;
  • — развитии кооперации между субъектами хозяйствования различных форм собственности;
  • — решении социальных вопросов, в том числе создании дополнительных рабочих мест и сокращении уровня безработицы;
  • — содействии развитию производственной, транспортной, социальной и других инфраструктур региона;
  • — решении экологических проблем региона путем использования ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Следовательно, СЭЗ как территориально-экономические образования обеспечивают условия для формирования особых экономических отношений, способствующих развитию новых для национальной экономики форм международных связей, сосредоточению на локальном уровне передовой техники и технологии, управленческого опыта, развитию рыночной инфраструктуры и т.д., содействуя тем самым построению рыночных отношений, росту открытости экономики, скорейшей адаптации страны к быстро меняющимся условиям глобальной экономики, а также созданию условий для ее интеграции в систему мирохозяйственных связей.

Государство как основной элемент внешней среды функционирования свободной экономической зоны формирует социальный институт регулирования ее деятельности, а также устанавливает социальные границы последней. Кроме того, рассматривая зону в качестве одной из форм международной экономической интеграции, осуществляемой на локальном экономико-географическом пространстве, государство участвует в определении ее институциональных аспектов.

Реализация политики государства в области развития свободных экономических зон находит воплощение в выборе концептуальных подходов к их функционированию; создании механизма регулирования, который состоит из организационных форм и методов: правовом и институциональном оформлении. В основе любой деятельности по созданию СЭЗ на территории страны лежит законодательство, вырабатываемое на государственном уровне.

В целом государственное регулирование свободных экономических зон можно свести к двум основным формам — прямого и косвенного регулирования. «Прямое регулирование СЭЗ осуществляется преимущественно административными методами и предполагает определение условий регистрации предприятий, ввоза и вывоза товаров, квотирование, лицензирование и т.д. Косвенное регулирование включает в себя следующие методы: таможенное регулирование, валютное регулирование, налогообложение, кредитование, страхование и другие финансовые методы».

Аналитическая оценка эффективности и социально-экономических последствий функционирования СЭЗ указывает на то, что деятельность свободных экономических зон сопровождается как положительными, так и отрицательными результатами. Положительные результаты иногда влекут за собой и негативные последствия, к числу которых можно отнести дезинтеграцию экономического режима в стране; неоправданный отток ресурсов с других территорий; нелегальную экономическую деятельность; давление со стороны регионов, желающих иметь собственные зоны с еще большими льготами; неблагоприятные изменения экологического режима; повышение социальной напряженности; рост инфляции и удорожание стоимости жизни; увеличение внешней государственной задолженности вследствие иностранного кредитования.

Определение эффективности деятельности СЭЗ должно осуществляться комплексно, путем количе-ственного и качественного анализа позитивных и Негативных аспектов ее развития, оценки всех прямых и косвенных результатов, экономических, политических и социальных издержек.

Мировая практика свидетельствует, что свободные экономические зоны оказывают непосредственное влияние на следующие социально-экономические процессы: привлечение иностранных инвестиций в экономику страны приема; увеличение объема валютных поступлений; привлечение новых техники и технологий; рост открытости национальных хозяйств; насыщение потребительского рынка высококачественными конкурентоспособными товарами; повышение уровня занятости населения и качественного состояния рабочей силы; приобретение мирового опыта в области управления экономикой, международного предпринимательства; ускорение структурных экономических преобразований в государстве с активным использованием национального экономического, научного и ресурсного потенциалов.

Следовательно, свободная экономическая зона является, во-первых, важным фактором развития страны приема на пути к рынку и созданию открытой экономики; во-вторых, инструментом либерализации и интенсификации внешнеэкономической деятельности при условии умелого и строго селективного использования этой сложной, но перспективной формы производственно-технического и внешнеэкономического сотрудничества; в-третьих, одним из путей интеграции страны в мирохозяйственную систему.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *