Социально-трудовые отношения и социальный капитал

Концепция социального капитала разрабатывалась в начале-середине 90-х гг. XX в. независимо друг от друга двумя исследователями: П. Бурдье (1983) и Дж. Коулменом (1988), и отражает новый подход к определению места и роли человека на постиндустриальной стадии развитии общества. Эволюция экономической науки четко отражает смену приоритетов в исследовании представлений о человеке как субъекте экономической жизни. Первоначально анализировались такие категории, как «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий потенциал», а затем на смену им приходят понятия «человеческого» и «социального капитала».

Капитал и гражданское общество, где рассматриваемая нами категория определяется как «подтвержденные неформальные нормы, которые способствуют сотрудничеству между двумя или большим числом индивидуумов».

Современная экономическая наука рассматривает социальный капитал как основу для развития рыночной экономики, т.е. его экономическое содержание связано с уменьшением трансакционных издержек за счет координации совместной деятельности, замены формальных правил и бюрократических процедур отношениями взаимного доверия, позитивными неформальными общественными нормами.

Проследить уровень развития социального капитала можно при помощи определенной системы индикаторов. Например, Р. Патнем предлагал использовать количество общественных объединений, распространение и чтение гражданами местной и национальной общественно-политической прессы, электоральную активность, уважение к закону, межличностное доверие и способность граждан к сотрудничеству. Можно использовать более широкое толкование индикаторов, включая доверие населения к большинству социальных институтов (законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительным органам); меры социальной поддержки населения (материальной, информационной, эмоциональной); принадлежность граждан к социальным группам и реализацию себя в них.

Характер и особенности воздействия социального капитала на экономический рост, по нашему мнению, можно сформулировать следующим образом:

  • — во-первых, высокая экономическая эффективность и стремительный экономический рост в странах с высоким уровнем развития социального капитала обусловлены существенным сокращением затрат на контроль за соблюдением соглашений и контрактов, т.е. снижением трансакционных издержек;
  • — во-вторых, сотрудничество и кооперация углубляют взаимное доверие и способствуют распространению информации о партнерах, заслуживающих доверия. Этот процесс можно рассматривать как формирование деловой репутации партнера;
  • — в-третьих, процесс кооперации людей в совместной трудовой деятельности приводит к формированию и развитию неформальной организации, которая может позитивно воздействовать на развитие хозяйствующего субъекта в целом;
  • — в-четвертых, социальный капитал обладает кумулятивным эффектом, т.е. аккумулированный социальный капитал постоянно воспроизводит общественную стабильность и устойчивое развитие благодаря наличию взаимного доверия и лояльности друг к другу.

Характер воздействия государства на социальный капитал можно определить на основе идей Ф. Фукуямы, который утверждал, что если государство обладает высоким уровнем развития социального капитала, то общество более эффективно развивается и воспроизводит более высокий уровень благосостояния. Правительство может как положительно, так и негативно воздействовать на эти процессы.

Исследователь формулирует несколько выводов относительно участия государства в процессах накопления социального капитала:

  • во-первых, государства не обладают очевидными рычагами для создания социального капитала. Этот феномен является побочным продуктом религии, традиций, частью исторического развития.
  • Во-вторых, область, где правительства имеют непосредственную возможность производить социальный капитал — образование.
  • В-третьих, правительства косвенно способствуют созданию социального капитала, когда обеспечивают общество товарами и услугами, гарантируют общественные права и безопасность.
  • В-четвертых, можно действовать во вред социальному капиталу, когда правительство начинает подменять частный сектор.

Социальный капитал развивается и реализуется в особых формах, к которым в соответствии с идеями Дж. Коулмена могут быть отнесены:

  1. Обязательства и ожидания. Человек всегда имеет определенные обязательства и осуществляет определенную деятельность по их выполнению. Центральной составляющей успеха в этом плане выступает доверие к людям, которое определяется культурными традициями общества, открытостью его социальной структуры, уровнем доходов.
  2. Информационные каналы. В экономическом аспекте это предполагает возможность в полной мере использовать образовательный и квалификационный потенциал современной рабочей силы за счет гибкости коммуникационных контактов и информации сотрудников.
  3. Социальные нормы. Они вырабатываются социальным образованием и способны оказывать на поведение индивида определенное воздействие, как позитивное, так и негативное.
  4. Отношения власти и социальной зависимости.

Формы существования социального капитала, а также сама его концепция являются весьма актуальными при анализе трудовых отношений, ибо именно в производственной деятельности люди вступают в определенные взаимоотношения друг с другом, которые могут как способствовать, так и тормозить их продуктивную деятельность.

В трудовой деятельности взаимодействуют характеры, привычки, идеалы, ценности работников. Результатом становится формирование определенного микроклимата коллектива, способствующего или нет деятельности группы, основной функцией которого становится удовлетворение потребностей людей в социальной принадлежности, комфортности, безопасности, уверенности в завтрашнем дне, бесконфликтности существования.

В общественных науках принято анализировать несколько группировок людей. Прежде всего, их скопление. В этом случае речь идет о совокупности индивидов, которые в конкретный момент времени оказались вблизи друг друга, но их ничто не связывает, кроме местонахождения. Следующий вариант группового образования — статистическая группа, которая конструируется учеными по тому или иному признаку (уровень доходов, образования, квалификации и т.п.). Такой вид выделенной социальной группы предопределяет деление на две составляющие: группа-в-себе и группа-для-себя. Примерами могут быть классы, профессиональные группы, возрастные группы и т.п. Во втором случае подразумевается органическая социальная группа, состоящая из индивидов, которые осознали общность своих интересов, сформулировали, и осуществляют деятельности по их реализации.

По степени организованности группы делятся на формальные и неформальные. Первые состоят из статусных позиций занимающих их людей, имеют жесткую структурную организацию с формальным определением статуса каждого члена. Неформальные — это чаще всего первичные группы, для которых характерна нечеткая структура, отсутствие формальных статусов.

Очень важным с позиции теории социального капитала является анализ воздействия группы на поведение индивидов. Следует констатировать, что социальная группа обладает свойством своего рода силового поля, которое оказывает более или менее сильное воздействие на поведение попавших в него людей. Подобное воздействие проявляется в двух основных формах: во-первых, через формирование границ, т.е. обеспечивается контроль входа и выхода из группы, поэтому желающий попасть в группу стремится соответствовать ее стандартам и требованиям; во-вторых, силовое поле навязывает всем, попавшим в него, определенные модели поведения. Именно потребность в социальной принадлежности, боязнь одиночества и изоляции являются инструментом поддержания групповой сплоченности, в том числе и посредством следования групповым нормам.

Отсутствие связи с социальной группой многие люди оценивают как признание своей некомпетентности, никчемности, личное поражение и даже трагедию. Каждый стремится выйти из подобной ситуации по-разному. Кто-то активно действует, стремясь найти новое место работы; некоторые ничего не делают, а занимают выжидательную позицию, надеясь, что соответствующие государственные органы займутся трудоустройством; иные используют негативную саморазрушающую стратегию. Выбор этот предопределяется личными качествами человека. Если попытаться проанализировать динамику развития эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию потери работы, то можно выделить следующие этапы: стадия тревоги, сопротивления, истощения и безразличия. Стадия тревоги наступает вслед х выполнению.

Центральной составляющей успеха в этом плане выступает доверие к людям, которое определяется культурными традициями общества, открытостью его социальной структуры, уровнем доходов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *