Совершенствование банковского законодательства за двадцатилетний период

Постановление банковской системы Республики Беларусь началось с обретения страной государственного суверенитета. Этот процесс напрямую был связан с созданием белорусского банковского права.

1 января 2011 г. исполнится двадцать лет с момента образования Национального банка Республики Беларусь, вступления в силу принятых в декабре 1990 г. Законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Эти два небольших по объему Закона стали фундаментом для проведения нашей страной самостоятельной денежно-кредитной политики, законодательно закрепив деятельность банков в новых экономических условиях в первое десятилетие существования молодой банковской системы.

В них были определены главные цели деятельности и правовой статус Национального банка, закреплены его полномочия в сфере денежно-кредитной политики, регулирования денежного обращения, валютного регулирования, осуществления государственной регистрации банков и надзора за их деятельностью, регулирования кредитного рынка, порядка проведения расчетов, прописаны основные вопросы порядка создания, регистрации банков и лицензирования их деятельности, первые подходы к обеспечению гарантирования сохранности вкладов граждан в банках.

С момента образования банковской системы Республики Беларусь практически с нуля создавалась необходимая нормативно-правовая база. Национальным банком разрабатывались и принимались соответствующие акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля, кредитования, рефинансирования банков, проведения наличных и безналичных расчетов, кассовых операций, межбанковских расчетов и другие. Основные положения данных нормативных правовых актов с учетом накопленного опыта по их апробации банками на практике нашли затем отражение в проекте Банковского кодекса.

Подготовка Банковского кодекса Республики Беларусь осуществлялась с учетом норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, который вступил в силу с 1 июля 1999 г. и являлся основополагающим кодифицированным актом в области гражданского права.

Задача кодифицировать банковское законодательство, то есть свести воедино все нормы, регулирующие достаточно специфическую область экономических и гражданско-правовых отношений — банковские правоотношения, поставленная Главой государства для того, чтобы осуществление банковской деятельности стало более понятным, прозрачным и систематизированным в едином нормативном акте, была решена с принятием Банковского кодекса Республики Беларусь 25 октября 2000г.

В настоящее время можно уверенно говорить о том, что на законодательном уровне Кодекс успешно регулирует вопросы банковской деятельности, позволяет получать необходимую информацию о правовых основах ведения данной деятельности, не прибегая к изучению множества разрозненных нормативных правовых актов.

В Кодексе более четко и подробно закреплены не только вопросы деятельности Национального банка, но и банковского надзора (государственная регистрация банков, лицензирование их деятельности, установление экономических нормативов, применение мер воздействия), а также урегулированы вопросы порядка проведения банковских операций (кредит, гарантия, факторинг, доверительное управление денежными средствами, привлечение денежных средств во вклады), осуществления расчетов.

Механизм гарантирования защищенности вкладов физических лиц в банках от возможной неплатежеспособности (банкротства), заложенный в Законе, призван создать условия для действенной защиты прав и законных интересов физических лиц. Помимо этого, он направлен на стимулирование привлечения в экономику нашей страны наиболее значительного инвестиционного потенциала в виде денежных средств, сосредоточенных у населения, и укрепление доверия к банковской системе Республики Беларусь.

Дополнительным шагом по защите средств вкладчиков стало решение о введении полного гарантирования государством банковских вкладов (депозитов) независимо от размера размещенных денежных средств и количества счетов (вкладов) на одного вкладчика. Оно нашло отражение в Декрете Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)». Декрет был подготовлен в связи со сложившейся кризисной ситуацией на мировых финансовых рынках, банкротствами крупнейших финансовых институтов в ряде государств, когда среди населения страны возникла определенная неуверенность в устойчивости отечественных банков и сохранности размещенных в них вкладов.

Предпринятая мера позволила не только избежать общего оттока средств населения из банков, но и колебаний в структуре вкладов по видам валют. Кроме того, она исключила возможность возникновения дестабилизирующих перетоков вкладов из одних банков в другие.

Сегодня с уверенностью можно говорить о своевременности и правильности данного решения, об укреплении доверия населения не только к национальному банковскому сектору, но и к проводимой государством экономической и социальной политике.

Еще одним законодательным актом, подготовленным по инициативе Национального банка и имеющим ключевое значение для развития рынков кредита и инвестиций, стал Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 411-3 «О кредитных историях».

Как показывают исследования международных финансовых организаций, внедрение системы обмена информацией об исполнении юридическими и физическими лицами своих обязательств перед банками (деятельность института кредитного бюро) способствует тому, что процентные ставки по кредитам и уровень неплатежей в среднем снижаются. Деятельность института кредитного бюро также положительно влияет на рост объемов кредитования по мере увеличения кредитных историй за счет предоставления указанных сведений, в том числе на добросовестность исполнения юридическими и физическими лицами своих обязательств перед банками.

Создание в Республике Беларусь системы получения, формирования, обработки, хранения и предоставления кредитным бюро сведений об исполнении субъектами кредитных историй сделок, заключенных с банками, было обусловлено необходимостью укрепления платежной дисциплины, повышения заинтересованности физических и юридических лиц в своевременном, полном и точном исполнении обязательств по кредитным сделкам, снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы и институционального развития банковского сектора Республики Беларусь.

Работа по совершенствованию банковского законодательства проводится с учетом требований Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 января 2007 г. № 27, и других программных документов.

В связи с развитием экономики нашей страны отдельные положения Банковского кодекса также время от времени требуют уточнений и дополнений с учетом складывающихся реалий и необходимости изменения порядка взаимодействия между государством в лице его уполномоченных органов и иными субъектами банковских правоотношений.

После принятия отдельных законодательных актов, так или иначе затрагивающих банковские правоотношения, порой возникают противоречия между нормами этих документов и нормами Банковского кодекса. В процессе регулирования банковской деятельности различными государственными органами у банков часто возникают проблемы применения нормативных правовых актов на практике. Поэтому назрела необходимость разрешить имеющиеся противоречия в законодательстве с учетом сложившейся правоприменительной практики.

В этих целях специалистами Национального банка разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь». Данный проект изменений и дополнений в Кодекс призван решить следующие вопросы.

  1. Усиление операционной и финансовой независимости Национального банка (структурный контрольный показатель).

В рамках рекомендаций экспертов Международного валютного фонда (МВФ) по этому вопросу поправки в Кодекс включают такие аспекты, как: изменение порядка разработки и утверждения Основных направлений денежно-кредитной политики, являющихся правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Предполагается, что Основные направления денежно-кредитной политики будут разрабатываться Национальным банком самостоятельно в соответствии с целевым показателем устойчивости белорусского рубля, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Целевой показатель устойчивости белорусского рубля будет вноситься на утверждение Главе государства Национальным банком ежегодно до 1 сентября.

  • Обеспечение проведения денежно-кредитной политики будет также входить в исключительную компетенцию Национального банка; уточнение норм, предусматривающих осуществление Национальным банком функций и полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом и иными законодательными актами нашей страны, независимо от других государственных органов, республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления;
  • определенные изменения в отношении органов управления Национального банка (срок пребывания в должности Председателя и членов Правления Национального банка увеличится до 6 лет;
  • назначение одного и того же лица Председателем или членом Правления Национального банка будет не более чем на два срока подряд;
  • перечень оснований для освобождения от должности Председателя и членов Правления Национального банка станет закрытым);
  • функции Национального банка, среди которых появится новая — осуществление мониторинга финансовой стабильности и будет включать в себя осуществление мониторинга стабильности функционирования финансовых посредников (банков, страховых организаций, иных финансовых организаций), платежной системы и финансовых рынков Республики Беларусь;
  • проведение мониторинга рисков банковского сектора экономики;
  • оценку влияния денежно-кредитной и экономической политики государства на стабильность банковского сектора экономики и отдельных банков.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *