Союзное государство России и Белоруссии: быть или не быть экономической интеграции

Переход к экономическому союзу и единой валюте — шаг, требующий подготовки. Европейский союз (ЕС) шел к этому 50 лет. Пока не создана экономика с общими макроэкономическими параметрами и тенденциями, интегрированной системой производства и инфраструктуры, базу которой составят крупные объединения хозяйственных субъектов России и Беларуси, способные представить товары и услуги данных государств на рынках третьих стран, пока не завершено создание общего рынка, не может идти речи о единой макроэкономической политике и валюте. Однако согласование макроэкономической политики: бюджетной, денежно-кредитной, валютной, налоговой, антимонопольной, научно-технической и других необходимо уже в настоящее время, чтобы подтолкнуть развитие дальнейшей интеграции, как это происходило в свое время в ЕС еще на этапе создания зоны свободной торговли.

Для введения в перспективе единой денежной единицы (п. 3 Программы действий по реализации Договора о создании Союзного государства) и формирования диверсифицированности производства (для приспособления к асимметричным шокам); высокая степень интеграции в финансовой сфере; выравнивание темпов инфляции; сходство механизмов налогообложения и государственных трансфертов; гибкость бюджетно-налоговой системы и социального обеспечения; однородные преференции (консенсус в принятии валютного союза, несмотря на сохранение разногласий по его конфигурации, реализуются соглашения, направленные на снятие барьеров во взаимных расчетах и миграции капитала, согласование денежно-кредитной и валютной политики, конвергенцию макроэкономических тенденций стран, структурное реформирование, унификацию налоговых, банковских и валютных норм (то есть на создание равных условий хозяйствования и формирование единого экономического пространства). С 1999 г. действует Межбанковский валютный совет центральных банков, составляется двусторонний платежный баланс.

Тем не менее, согласно теории оптимальных валютных зон Р. Манделла и его последователей, заложенной в основу Европейской валютной системы, введение единой валюты выгодно лишь при соблюдении ряда условий, большинство которых на данном этапе в Союзном государстве не выполняется. Среди них: стабильность экономики и цен, полная занятость; мобильность труда и капитала (внутри и межрегиональная); открытость экономики; высокая доля взаимной торговли (то есть интеграция товарных рынков государств-участников).

В области налоговой политики принят единый принцип взимания НДС по стране назначения, упрощено и устранено двойное налогообложение доходов физических лиц6. Общая часть Налогового кодекса унифицирована по терминам, количеству налогов, принципам и правилам налогообложения, налоговой нагрузке, обязанностям и правам налогоплательщиков.

Модель налоговой интеграции Союзного государства основана на опыте ЕС, который показывает, что создание полностью единой (наднациональной, а не межгосударственной) налоговой политики может затянуться на долгие годы и не привести к желаемым результатам, так как бюджетно-налоговое регулирование, наряду с политикой внутренних дел и правосудия, внешней, пограничной, оборонной политикой, политикой безопасности, всегда являлось прерогативой либерального государства — «ночного сторожа». Кроме того, в условиях валютного союза и передачи денежно-кредитной политики наднациональному органу страны ЕС пока оставили за собой право на самостоятельную бюджетно-налоговую политику.

Создание действительно единой налоговой политики с передачей полномочий по ее осуществлению единому наднациональному органу власти возможно лишь на конечных стадиях экономической интеграции. Но даже в рамках ЕС такая цель пока не ставится. В государствах ЕС ставки прямых налогов на прибыль, доходы, сбережения, доходы от инвестиций не унифицированы, однако в них устранено двойное налогообложение. Косвенные налоги в ЕС также имеют различные ставки, но взимаются по единому принципу страны назначения. Применяется общий порядок хранения, перемещения, контроля подакцизных товаров, установлены единые минимальные ставки акциза на ряд товаров. Осуществляется прямое сотрудничество налоговых органов стран — участниц ЕС.

В Союзном государстве налоговая интеграция проходит аналогично, только помимо этого, как показывает опыт ЕС, требуется создание консолидированной базы налогообложения бизнеса. Следующим этапом после унификации законодательства должна стать координация налоговой политики с целью согласованного создания стимулов для структурной перестройки и развития экономики двух стран.

В области антимонопольной политики, правил конкуренции и защиты прав потребителей, правовых и организационных основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, ведения рекламной деятельности (по проекту Конституции они составят предмет исключительного ведения Союзного государства) проводится унификация законодательства.

Вместе с тем российское антимонопольное законодательство было и остается более развитым, а антимонопольное регулирование в Союзном государстве осуществляется отдельно в каждой стране без должного согласования. В ЕС единую конкурентную политику осуществляет Европейская комиссия.

Суть наднационального регулирования состоит в предотвращении нарушений, препятствующих развитию внутрирегиональной торговли и общего рынка; укреплении конкуренции внутри интеграционного пространства (чтобы стимулировать дальнейшее развитие единой экономики); создании общих норм охраны прав потребителей; мониторинге оказания государственной помощи национальным предприятиям; контроле над монополиями и корпоративной интеграцией в рамках общего экономического пространства.

В Союзном государстве такие задачи пока не ставятся, поскольку объект регулирования — международная корпоративная интеграция получила минимальное развитие.

При создании наднационального антимонопольного законодательства в Союзном государстве следует учесть и то, что в ЕС принят ряд исключений из антимонопольных правил, как традиционных для данной политики (естественные монополии, сфера общественных услуг), так и направленных на развитие экономики ЕС: малый и средний бизнес, действия, связанные со структурной перестройкой (эффективной конкуренцией) или развитием единого технического стандарта для рынка в целом, государственная поддержка предприятий в интересах ЕС в целом (исследования и инновации, региональное развитие), венчурного или нуждающегося в помощи бизнеса.

Кроме того, в ЕС регулирование конкуренции не ограничивается товарными рынками, а распространяется также на рынок услуг, включая финансовые, что в Союзном государстве пока характерно только для России.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *