Стратегия управления внешним долгом государства: принципы построения и условия реализации

Реализация стратегии управления внешним долгом национальной экономики (далее — Стратегия), используя обозначенные принципы и учитывая риски внешнего долга, включает в себя выполнение макроэкономических, организационных и правовых условий.

Принимая во внимание тенденции в развитии международных платежных отношений и ситуацию с платежным балансом в Республике Беларусь, в отдельный блок макроэкономических условий реализации внешнедолговой стратегии можно выделить регулирование платежного баланса. Основными направлениями комплекса мер по стабилизации платежного баланса нашей страны должны стать: стимулирование экспорта и рационализация импорта; развитие экспорта услуг; регулирование иностранных инвестиций. Это позволит существенно нарастить объем золотовалютных резервов, сократить риски ликвидности и рефинансирования внешнего долга республики.

Качественное управление внешним долгом возможно при устранении макроэкономического неравновесия, обусловленного текущей макроэкономической конъюнктурой. Анализ международного опыта проведения соответствующей макроэкономической политики, направленной на установление внутреннего (обеспечение полной занятости и ценовой стабильности) и внешнего равновесия (исключение чрезмерных несоответствий в размерах международных платежей), показывает, что процесс достижения макроэкономического равновесия состоит из двух ключевых составляющих — стабилизации и структурных преобразований (реформ).

Основываясь на результатах проведенного обобщения сущностных характеристик видов макроэкономической политики, представленных в различных исследованиях зарубежных и отечественных ученых (таблица), и на анализе макроэкономической конъюнктуры национальной экономики, можно определить основную цель стабилизации — приведение совокупного спроса в соответствие с совокупным предложением в экономике путем воздействия на снижение совокупного спроса. В качестве основных форм политики стабилизации можно использовать:

  • сокращение расходов, направленное на корректировку уровня экономической деятельности посредством снижения совокупного спроса инструментами бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики;
  • переориентацию расходов.

Особенности современного этапа развития национальной экономики обусловливают необходимость определенного ужесточения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Поскольку укрепление бюджетной позиции маневрированием налоговыми ставками и государственными расходами с целью сочетания увеличения доходов и сокращения расходов требует продолжительных затрат времени, для достижения сокращения расходов в сжатые сроки более конструктивным представляется использование инструментов денежно-кредитной политики.

Но первоочередной задачей как денежно-кредитной, так и бюджетно-налоговой политики выступает сокращение кредитования в рамках государственных программ, которое является отличительной особенностью развития Беларуси. Такое кредитование (прежде всего сельскохозяйственной и строительной отраслей) содействует повышению уровня инвестиции и внутреннего спроса и, как следствие, оказывает значительное давление на бюджет, счет текущих операций и международные резервы.

Маневрирование обменным курсом национальной валюты — основной инструмент политики переориентации расходов. В условиях жестко ограниченного внешнего спроса, обусловленного влиянием мирового финансового кризиса и ситуацией в странах — торговых партнерах, дальнейшее использование курсового инструмента для развития экспорта белорусских товаров является неэффективным.

Для улучшения сальдо внешней торговли целесообразнее применять экономические меры некурсового характера, в частности, процентной политики. При этом следует принимать во внимание тот факт, что уровень процентных ставок по новым кредитам экономике вплотную приблизился к своему предельному уровню, превышающему рентабельность конкурентного производства в экономике. Дальнейший рост процентных ставок способен привести к:

  • увеличению рисков для банковского сектора и финансовой стабильности;
  • уменьшению эффективности использования процентных ставок как инструмента снижения внешней несбалансированности, обусловленной главным образом причинами структурного характера.

Отсюда вытекает необходимость некоторой корректировки процентной политики в сторону ее смягчения. Более того, чрезмерное ужесточение денежно-кредитной политики может иметь негативный характер для экономики и повлечь утрату перспектив роста. Следовательно, важным условием макроэкономической корректировки представляется ускоренное проведение структурных преобразований и реализация других общеэкономических мер среднесрочного характера. В частности, это касается:

  • улучшения деловой среды и бизнес-климата в республике;
  • расширения частного сектора экономики с усилением стимулирующей роли государства;
  • активизации работы по приватизации принадлежащего государству имущества;
  • повышения конкурентоспособности продукции;
  • привлечения долгосрочного внешнего финансирования. При этом денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность монетарной сферы государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса и сформировать основу для восстановления ускоренных темпов роста путем:
  • применения процентного канала в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики;
  • повышения гибкости обменного курса вплоть до перехода к режиму свободного плавания;
  • осуществления кредитования банками экономики на рыночной основе;
  • принятия мер для развития внутреннего финансового рынка и производных финансовых инструментов;
  • ослабления или отмены ограничений, связанных с трансграничными потоками капитала;
  • дальнейшего совершенствования модельного аппарата для анализа и прогнозирования денежно-кредитных и макроэкономических показателей.

Следует отметить, что достижение сбалансированности внешнеторговых и финансовых потоков обеспечивает должную стабильность курса белорусского рубля без вмешательства Национального банка, а это предполагает активное регулирование платежного баланса.

Для смягчения воздействия макроэкономической корректировки на уязвимые слои населения особое внимание необходимо уделять программам социальной защиты, удерживая общую стоимость таких программ в соответствии с ограничительной бюджетно-налоговой политикой. Надлежащие меры социальной защиты важны не только сами по себе, но и в целях обеспечения политической поддержки мер корректировки. Хорошо продуманные программы социальной защиты, наряду с адресными программами в сферах здравоохранения и образования, повышают вероятность того, что увеличившиеся темпы экономического роста повысят качество жизни на всех уровнях доходов, способствуя таким образом борьбе с бедностью и поощряя равенство.

И, наконец, важно учитывать сокращение бедности при разработке программ корректировки. Для этого требуется, например, сохранять или переориентировать расходы на программы, касающиеся базового здравоохранения и образования, которые особенно важны для неимущих, и рассмотреть возможность повышения эффективности имеющихся государственных программ в плане их доступности для домашних хозяйств с низкими доходами.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *