Связь информационного ресурса и национальной конкурентоспособности

В настоящее время в мире происходят два важнейших экономических процесса: переход к постиндустриальному обществу и глобализация. Первый означает, что инновации и информационный ресурс превращаются в факторы производства, определяющие результативность хозяйственной деятельности. Следствием второго является невиданное ранее повышение уровня конкуренции на мировых рынках.

Для Республики Беларусь названные процессы имеют огромное значение, так как в силу открытости своей экономики она чрезвычайно зависит от конъюнктуры на названных рынках. В связи с этим представляет особую актуальность исследование, целью которого является уточнение связи информационного ресурса и страновой конкурентоспособности. Для достижения поставленной цели необходимо дать определение информационного ресурса как экономической категории, конкретизировать связь информационного ресурса с национальной конкурентоспособностью и в рамках этой задачи выяснить взаимосвязь информационного ресурса и инноваций.

В нашем исследовании использованы такие методы научного исследования, как диалектический, научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, количественно-качественный анализ, системный подход. При исследовании информационного ресурса применялся междисциплинарный подход. В качестве информационной базы использованы монографии и статьи современных отечественных и зарубежных ученых-экономистов, материалы государственных статистических органов Республики Беларусь и международных организаций.

Анализ исследований, в которых рассматривается информационный ресурс, показывает, что его понятие в настоящее время не имеет единого общепризнанного определения. Объяснить это можно тем, что данное явление представляет интерес для исследователей различных предметных областей. Назовем три основных подхода к исследованию информационного ресурса: специалистов по библиотечному делу, технических специалистов и ученых-экономистов. Анализ этих подходов позволяет выделить следующие ключевые моменты:

  1. Цель создания и использования информационного ресурса — выработка инструмента решения научных, производственных, управленческих и других задач.
  2. Содержание информационного ресурса включает совокупность данных, отдельных документов, массивов документов, т.е. обработанной и определенным образом организованной информации, позволяющей решать указанные выше задачи.
  3. Свойства ресурса (не требует рекреации, платности предоставления и др.);
  4. Наличие материального носителя информационного ресурса.

Определения ресурса сторонниками различных подходов имеют те или иные недостатки. Так, дефиниции специалистов по библиотечному делу не являются достаточно полными, развернутыми определениями, необходимыми для проведения экономического анализа. Специалисты по компьютерным системам часто пренебрегают качественными критериями определения содержания информационного ресурса.

Поэтому мы считаем нужным дать ему авторское определение как экономической категории: информационный ресурс — это совокупность информации научного, социально-экономического, политического, правового, природного, технического, технологического и иного характера, зафиксированной на носителе, обеспечивающем ее передачу для любого (поверхностного или кардинального) совершенствования тактической и/или стратегической деятельности экономических агентов различного уровня.

Следующий этап нашего исследования предполагает вычленение связи информационного ресурса и конкурентоспособности национальной экономики. Для решения этой задачи рассмотрим теорию страновой конкурентоспособности М. Портера, проанализируем подходы Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Международного института развития менеджмента (IMD).

Анализ условий и факторов конкурентоспособности национальной экономики, выделенных М. Портером, позволяет определить связь информационного ресурса и конкурентоспособности. Так, в состав факторов производства он включил ресурс знаний (сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на товары и услуги, сосредоточенной в университетах, государственных и частных НИИ, государственных статистических органах, деловой и научной литературе, банках данных, торговых ассоциациях и других источниках). Сопоставление содержания ресурса знаний с предлагаемым нами определением информационного ресурса позволяет назвать данный фактор национальным информационным ресурсом. Третьим элементом системы национального «ромба» являются отрасли-поставщики и родственные отрасли, конкурентоспособные на мировом рынке. Главным преимуществом, которое обеспечивают отрасли-поставщики и родственные отрасли, является то, что они часто служат источником оригинальных идей, информации и инноваций.

Основным критерием, позволяющим оценить позитивность или негативность влияния детерминант национального «ромба» на конкурентоспособность фирмы или отрасли, является способ их воздействия на выработку инноваций. Для их создания необходим обмен информацией. Важность непосредственно информационного ресурса отметил и М. Портер, фактически выделив его в самостоятельный фактор производства. Следовательно, информационный ресурс предстает в теории национального «ромба» как важное средство достижения конкурентоспособности, так как, с одной стороны, оказывает прямое влияние на генерирование инноваций, а с другой, — является отдельным фактором производства.

ВЭФ занимается построением рейтинга стран на основе количественной оценки девяти агрегированных факторов конкурентоспособности, в числе которых выделяются следующие факторы: высшее образование и повышение квалификации, технологическая готовность, инновационность. Приведенные факторы характеризуют роль инноваций, информационного ресурса и сферы подготовки их генераторов (высшее образование и повышение квалификации) в достижении конкурентоспособности экономики страны.

Методологический подход к измерению конкурентоспособности экономики страны, предлагаемый IMD, представлен в «Ежегоднике по мировой конкурентоспособности». Здесь выделяются четыре группы факторов: экономическая деятельность, эффективность правительства, эффективность бизнеса и инфраструктуры.

В состав последней группы входит подгруппа факторов «научная инфраструктура», выделенная на основе следующих критериев:

  • ученые степени;
  • научные статьи;
  • нобелевские премии;
  • нобелевские премии на душу населения;
  • патенты резидентам;
  • патенты резидентам, подтвержденные за границей;
  • количество действующих патентов;
  • продуктивность патентов;
  • затраты на исследования и разработки и другие.

Перечисленные критерии показывают влияние инноваций и информационного ресурса на национальную конкурентоспособность. Лидерами рейтинга IMD в 2006 г. были США, Гонконг, Сингапур, Исландия, Дания, Австралия, Канада. Из постсоветских стран выделим Российскую Федерацию, занявшую 54-е место, и Эстонию — 20-е. Ведущие места в аналогичном рейтинге, опубликованном ВЭФ в 2006 г., заняли Швейцария, Финляндия, Швеция, Дания, Сингапур, США, Япония. Эстония находится на 25-м месте, Литва — на 40-м, Латвия — на 36-м, Польша -на 48-м, Россия — на 62-м, Украина — на 78-м.

В соответствии с расчетами ученых НИЭИ Министерства экономики по уровню конкурентоспособности Беларусь входит в группу таких стран, как Россия, Литва, Латвия, Польша, т.е. конкурентоспособность ее национальной экономики сравнительно не высока. Основная причина этого состоит в том, что результативность инновационного процесса у нас значительно отстает от раз витых стран.

Учитывая, что наивысших позиций добиваются постиндустриальные страны, представляет интерес мнение их исследователей об источниках конкурентных преимуществ. Так, В.Л. Иноземцев считает главным фактором конкурентоспособности научный потенциал. Эту посылку он обосновывает тем, что еще в 1993 г. развитые страны контролировали 87% общемирового количества патентов и являются сегодня важнейшим источником инноваций в мире. Аналогичной позиции придерживается М. Кастельс, выделяющий в качестве основного фактора конкурентоспособности технологические мощности (научная база производственных и управленческих процессов, потенциал.»

НИОКР, человеческие ресурсы, нужные для создания технологических инноваций, использование новых технологий и степень их распространенности внутри экономики).

Важнейшим средством достижения национальной конкурентоспособности, следовательно, является технологическая модернизация на основе генерирования и внедрения инноваций. В связи с этим для решения поставленной нами задачи необходимо выяснить связь инноваций и информационного ресурса. С этой целью проведен анализ основ теории инноваций, как получившей большее научное развитие, и вычленены в ней точки соприкосновения инноваций и информационного ресурса.

Анализ основ теории инноваций дал следующие результаты:

  1. инновации, как и информационный ресурс, являются результатом интеллектуальной деятельности;
  2. одним из важнейших источников как инноваций, так и информационного ресурса являются достижения науки;
  3. каждая концепция движущих сил инновационного процесса содержит научные знания, информацию и информационный ресурс в качестве обязательной предпосылки инновационной деятельности;
  4. в интерактивной и нелинейной моделях инновационного процесса информационный ресурс выступает в двух качествах: как источник инновационных идей, так и результат промежуточных стадий названного процесса;
  5. информационный ресурс представляет собой важную составную часть инновационного потенциала любого субъекта.

Итак, несомненна тесная взаимосвязь инноваций и информационных ресурсов. Исходя из этого считаем целесообразным дополнить понятийный аппарат разделов экономической теории, занимающихся исследованиями названных объектов, уточнением места категории «информационный потенциал» в структуре инновационного процесса, под которой (категорией) мы понимаем совокупность информационных ресурсов, обеспечивающих запуск и нормальные условия для протекания названного процесса, а также формирующихся на основе его результатов.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *