SWOT-анализ в деятельности предприятий промышленности строительных материалов

В настоящее время для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, проводят SWOT-анализ. В его рамках устанавливается связь между сильными и слабыми сторонами предприятия, возможностями и угрозами рыночной среды. Данный вид анализа является исходным процессом, обеспечивающим основу для формирования стратегии развития предприятия, которая направлена на выполнение им своей миссии и на достижение намеченных в плане развития стратегических целей.

SWOT-анализ деятельности ОАО «Минский комбинат силикатных изделий» (далее ОАО «МКСИ») проведем с помощью отчетности о производственно-хозяйственной деятельности предприятия, данных о его конкурентах и информации, полученной при интервьюировании руководства.

Как известно, SWOT-анализ осуществляется в определенной последовательности. На первом этапе определяются внутренние сильные и слабые стороны предприятия.

Начав с выпуска кирпича более 100 лет назад, ОАО «МКСИ» не только модернизировало этот процесс, но и расширило ассортимент выпускаемой продукции.

В настоящее время ОАО «МКСИ» является специализированным предприятием по выпуску стеновых, теплоизоляционных материалов и материалов мощения для промышленного и гражданского строительства. Ассортиментная линейка предприятия постоянно обновляется посредством расширения существующих позиций и разработки новых видов продукции (Neopor, газосиликатные изделия). Удельный вес новой продукции в общем объеме производства продукции на предприятии в 2009 г. составил 5%.

ОАО «МКСИ» обладает высококвалифицированным управленческим персоналом с большим опытом работы в сфере производства строительных материалов. В то же самое время предприятие испытывает недостаток в квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы на предприятии разработана и реализуется кадровая политика, направленная на повышение квалификации работников. Предусматривается обучение как уже занятых в процессе производства работников, так и вновь принятых. Для последних во всех основных цехах предприятия созданы квалифицированные комиссии по их обучению.

Основными рынками сбыта продукции ОАО «МКСИ» являются заказчики из Республики Беларусь и Российской Федерации. Экспорт продукции составляет 6% в общем объеме выпускаемой продукции. Это связано с тем, что продукция предприятия ориентирована на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. На экспорт поставляются изделия из ячеистого бетона и кирпич силикатный. Основными потребителями производимой предприятием продукции являются юридические (90%) и физические (10%) лица. Сотрудничество с потребителями продукции ОАО «МКСИ» осуществляется в рамках как разовых, так и долгосрочных контрактов. Среди постоянных клиентов предприятия можно выделить ЗАО «Атлант». Продукция предприятия реализуется как оптом по прямым договорным связям, так и через фирменную торговую сеть «СИЛИКАТ».

Особое внимание на ОАО «МКСИ» уделяется работе с потребителями, связанной с экспортом продукции. Прежде всего это размещение нестандартных заказов потребителей на предприятии. Налажено оперативное функционирование цепи: заказ – подготовка  производства — производство — сбыт. С целью повышения эффективности работы с потребителями и привлечения заказов на ОАО «МКСИ» сокращены сроки рассмотрения коммерческих предложений, поддерживается постоянная связь с потребителями с целью их информирования о стадиях работ по заказу. Также на предприятии налажено своевременное реагирование на возможные рекламации со стороны потребителей.

Постоянный контроль за состоянием рынков сбыта и загрузкой имеющегося оборудования позволяет ОАО «МКСИ» не только повысить объемы производства выпускаемой продукции, но и противостоять действиям конкурентов.

Для расширения рынков сбыта продукции, поиска новых клиентов ОАО «МКСИ» участвует во всех выставках строительной тематики, проводимых на территории Республики Беларусь, а также с целью организации экспортной программы на выставках в экспортных регионах.

Планирование мероприятий в области повышения качества продукции на ОАО «МКСИ» осуществляется на основе комплексного подхода, т.е. одновременного решения задач модернизации и ввода в эксплуатацию нового современного оборудования, оптимизации расходов сырья и материалов, снижения энергозатрат, экономичности производства за счет вовлечения в техпроцесс технологических потерь. Разработка и реализация плана энергосберегающих мероприятий позволила снизить показатель энергосбережения в сопоставимых условиях в 2008 г. с 10,6% до 10% в 2009 г. Снижение уровня ма-териалоемкости продукции в размере 1% на ОАО «МКСИ» достигнуто в 2009 г. за счет улучшения эффективности использования материалов в производстве.

На предприятии ведется постоянная работа в области сертификации продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Доля сертифицированной продукции в общем объеме производства продукции в 2009 г. составила 86%.

В области совершенствования применяемого оборудования и технологии на ОАО «МКСИ» разработан и реализуется целый ряд мероприятий, позволяющих значительно повысить эффективность и качество существующего производства. В июле 2009 г. введен в эксплуатацию цех по выпуску газосиликатных изделий 1-й 2-й категорий кладки на клею. Завершена модернизация производства  начав с выпуска кирпича более 100 лет назад, ОАО «МКСИ» не только модернизировало этот процесс, но и расширило ассортимент выпускаемой продукции.

В настоящее время ОАО «МКСИ» является специализированным предприятием по выпуску стеновых, теплоизоляционных материалов и материалов мощения для промышленного и гражданского строительства. Ассортиментная линейка предприятия постоянно обновляется посредством расширения существующих позиций и разработки новых видов продукции (Neopor, газосиликатные изделия). Удельный вес новой продукции в общем объеме производства продукции на предприятии в 2009 г. составил 5%.

ОАО «МКСИ» обладает высококвалифицированным управленческим персоналом с большим опытом работы в сфере производства строительных материалов. В то же самое время предприятие испытывает недостаток в квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы на предприятии разработана и реализуется кадровая политика, направленная на повышение квалификации работников. Предусматривается обучение как уже занятых в процессе производства работников, так и вновь принятых. Для последних во всех основных цехах предприятия созданы квалифицированные комиссии по их обучению.

Основными рынками сбыта продукции ОАО «МКСИ» являются заказчики из Республики Беларусь и Российской Федерации. Экспорт продукции составляет 6% в общем объеме выпускаемой продукции. Это связано с тем, что продукция предприятия ориентирована на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. На экспорт поставляются изделия из ячеистого бетона и кирпич силикатный. Основными потребителями производимой предприятием продукции являются юридические (90%) и физические (10%) лица. Сотрудничество с потребителями продукции ОАО «МКСИ» осуществляется в рамках как разовых, так и долгосрочных контрактов. Среди постоянных клиентов предприятия можно выделить ЗАО «Атлант». Продукция предприятия реализуется как оптом по прямым договорным связям, так и через фирменную торговую сеть «СИЛИКАТ».

Особое внимание на ОАО «МКСИ» уделяется работе с потребителями, связанной с экспортом продукции. Прежде всего это размещение нестандартных заказов потребителей на предприятии. Налажено оперативное функционирование цепи: заказ – подготовка производства — производство — сбыт. С целью повышения эффективности работы с потребителями и привлечения заказов на ОАО «МКСИ» сокращены сроки рассмотрения коммерческих предложений, поддерживается постоянная связь с потребителями с целью их информирования о стадиях работ по заказу. Также на предприятии налажено своевременное реагирование на возможные рекламации со стороны потребителей.

Постоянный контроль за состоянием рынков сбыта и загрузкой имеющегося оборудования позволяет ОАО «МКСИ» не только повысить объемы производства выпускаемой продукции, но и противостоять действиям конкурентов.

Для расширения рынков сбыта продукции, поиска новых клиентов ОАО «МКСИ» участвует во всех выставках строительной тематики, проводимых на территории Республики Беларусь, а также с целью организации экспортной программы на выставках в экспортных регионах.

Планирование мероприятий в области повышения качества продукции на ОАО «МКСИ» осуществляется на основе комплексного подхода, т.е. одновременного решения задач модернизации и ввода в эксплуатацию нового современного оборудования, оптимизации расходов сырья и материалов, снижения энергозатрат, экономичности производства за счет вовлечения в техпроцесс технологических потерь. Разработка и реализация плана энергосберегающих мероприятий позволила снизить показатель энергосбережения в сопоставимых условиях в 2008 г. с 10,6% до 10% в 2009 г. Снижение уровня материалоемкости продукции в размере 1% на ОАО «МКСИ» достигнуто в 2009 г. за счет улучшения эффективности использования материалов в производстве.

На предприятии ведется постоянная работа в области сертификации продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Доля сертифицированной продукции в общем объеме производства продукции в 2009 г. составила 86%.

В области совершенствования применяемого оборудования и технологии на ОАО «МКСИ» разработан и реализуется целый ряд мероприятий, позволяющих значительно повысить эффективность и качество существующего производства. В июле 2009 г. введен в эксплуатацию цех по выпуску газосиликатных изделий 1-й 2-й категорий кладки на клею. Завершена модернизация производства. Начав с выпуска кирпича более 100 лет назад, ОАО «МКСИ» не только модернизировало этот процесс, но и расширило ассортимент выпускаемой продукции.

В настоящее время ОАО «МКСИ» является специализированным предприятием по выпуску стеновых, теплоизоляционных материалов и материалов мощения для промышленного и гражданского строительства. Ассортиментная линейка предприятия постоянно обновляется посредством расширения существующих позиций и разработки новых видов продукции (Neopor, газосиликатные изделия). Удельный вес новой продукции в общем объеме производства продукции на предприятии в 2009 г. составил 5%.

ОАО «МКСИ» обладает высококвалифицированным управленческим персоналом с большим опытом работы в сфере производства строительных материалов. В то же самое время предприятие испытывает недостаток в квалифицированных рабочих. Для решения этой проблемы на предприятии разработана и реализуется кадровая политика, направленная на повышение квалификации работников. Предусматривается обучение как уже занятых в процессе производства работников, так и вновь принятых. Для последних во всех основных цехах предприятия созданы квалифицированные комиссии по их обучению.

Основными рынками сбыта продукции ОАО «МКСИ» являются заказчики из Республики Беларусь и Российской Федерации. Экспорт продукции составляет 6% в общем объеме выпускаемой продукции. Это связано с тем, что продукция предприятия ориентирована на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. На экспорт поставляются изделия из ячеистого бетона и кирпич силикатный. Основными потребителями производимой предприятием продукции являются юридические (90%) и физические (10%) лица. Сотрудничество с потребителями продукции ОАО «МКСИ» осуществляется в рамках как разовых, так и долгосрочных контрактов. Среди постоянных клиентов предприятия можно выделить ЗАО «Атлант». Продукция предприятия реализуется как оптом по прямым договорным связям, так и через фирменную торговую сеть «СИЛИКАТ».

Особое внимание на ОАО «МКСИ» уделяется работе с потребителями, связанной с экспортом продукции. Прежде всего это размещение нестандартных заказов потребителей на предприятии. Налажено оперативное функционирование цепи: заказ – подготовка производства — производство — сбыт. С целью повышения эффективности работы с потребителями и привлечения заказов на ОАО «МКСИ» сокращены сроки рассмотрения коммерческих предложений, поддерживается постоянная связь с потребителями с целью их информирования о стадиях работ по заказу. Также на предприятии налажено своевременное реагирование на возможные рекламации со стороны потребителей.

Постоянный контроль за состоянием рынков сбыта и загрузкой имеющегося оборудования позволяет ОАО «МКСИ» не только повысить объемы производства выпускаемой продукции, но и противостоять действиям конкурентов.

Для расширения рынков сбыта продукции, поиска новых клиентов ОАО «МКСИ» участвует во всех выставках строительной тематики, проводимых на территории Республики Беларусь, а также с целью организации экспортной программы на выставках в экспортных регионах.

Планирование мероприятий в области повышения качества продукции на ОАО «МКСИ» осуществляется на основе комплексного подхода, т.е. одновременного решения задач модернизации и ввода в эксплуатацию нового современного оборудования, оптимизации расходов сырья и материалов, снижения энергозатрат, экономичности производства за счет вовлечения в техпроцесс технологических потерь. Разработка и реализация плана энергосберегающих мероприятий позволила снизить показатель энергосбережения в сопоставимых условиях в 2008 г. с 10,6% до 10% в 2009 г. Снижение уровня материалоемкости продукции в размере 1% на ОАО «МКСИ» достигнуто в 2009 г. за счет улучшения эффективности использования материалов в производстве.

На предприятии ведется постоянная работа в области сертификации продукции в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Доля сертифицированной продукции в общем объеме производства продукции в 2009 г. составила 86%.

В области совершенствования применяемого оборудования и технологии на ОАО «МКСИ» разработан и реализуется целый ряд мероприятий, позволяющих значительно повысить эффективность и качество существующего производства. В июле 2009 г. введен в эксплуатацию цех по выпуску газосиликатных изделий 1-й 2-й категорий кладки на клею. Завершена модернизация производства Экспортная ориентация деятельности промышленности строительных материалов способствует расширению политических контактов и экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Кроме того, перспективы развития промышленности строительных материалов неразрывно связаны с изменением структуры и ростом объемов строительства жилья в республике, повышением его комфортности и доступности для широких слоев населения. Умение использовать предприятиями технологических достижений для расширения ассортимента в соответствии с требованиями рынка и информационные технологии для снижения затрат при проведении коммуникационной политики также могут обеспечить успех в конкурентной борьбе.

Наряду с возможностями внешней среды есть ряд угроз, с которыми сталкиваются предприятия строительных материалов, осуществляя свою деятельность. Среди них можно выделить мировой финансовый кризис, который замедлил темпы экономического роста предприятий. Рост цен на топливно-энергетические ресурсы вызывает повышение цен на сырье и выпускаемую продукцию. Ужесточение нормативно-технических стандартов требует совершенствования производства. Изменения в политике конкурентов могут обострить существующую на этом рынке и без того жесткую конкуренцию. С расширением зарубежного сотрудничества возникает необходимость учитывать изменения в законодательстве стран, в которые поставляется продукция.

На следующем этапе SWOT-анализа сопоставим сильные и слабые стороны ОАО «МКСИ» с рыночными возможностями и угрозами. Это позволит нам ответить на вопросы, касающиеся дальнейшего функционирования предприятия, и определить направления его развития, способные привести к успеху в данной отрасли.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *