Технический прогресс: изобретение, инновация, инновационный продукт и процесс

ва и распределения. Инновации являются важнейшим фактором в конкурентной борьбе, так как они позволяют фирме опережать конкурентов путем предоставления своей высокотехнологической продукции.

Сознавая, что новые продукты и процессы могут угрожать выживанию фирм, они имеют мощный стимул постоянно заниматься исследованиями и разработками в своих собственных интересах. Инновационные продукты и процессы часто позволяют фирмам поддерживать или увеличить свои прибыли. Введение алюминиевых банок Рейнольдса, одноразовые контактные линзы Johnson & Johnson и научные калькуляторы Hewlett-Packard являются хорошими примерами. Таким образом, инновация может либо снизить либо усилить рыночное положение фирмы.

Диффузия это распространение инноваций путем их имитации или копирования. Для того чтобы воспользоваться новыми возможностями или замедлить эрозию прибыли, как новые, так и существующие фирмы стараются превзойти инновации других. Несколько лет назад McDonalds успешно внедрил быстрое обслуживание, Burger King, Швейцарское Шале и другие фирмы скоро скопировали эту идею. Герц значительно увеличил аренду авто, предлагая клиентам неограниченный пробег. DaimlerChrysler выгодно внедрил роскошную версию своего Jeep Grand Cherokee, другие производители, в том числе Acura, Mercedes, Lexus, противопоставили роскоши свои спортивные автомобили. В каждом из этих случаев инновации привели к широкому распространению имитаций, то есть к диффузии.

Инновации становятся ключевым фактором роста производительности труда и повышения благосостояния особенно для стран с развитой экономикой, так как нет предела для внедрения новых идей и способов ведения дел. И все же методы, которые дают возможность катализировать инновации в разных отраслях и сферах, будут отличаться.

Менее развитые страны могут повысить свою производительность путем принятия существующих технологий или постепенного улучшения в других областях экономической деятельности. Для стран, которые достигли инновационной стадии развития, этого уже мало. Фирмы в этих странах должны разрабатывать и развивать современные передовые продукты и процессы, чтобы сохранить конкурентоспособность. Этого требует среда, которая благоприятна для инновационной деятельности, и формируется как государственным, так и частным секторами. В частности, это обусловливается достаточными инвестициями частного сектора в исследования и разработки; наличием высокого качества научно-исследовательских учреждений; широким сотрудничеством в исследованиях между университетами и промышленностью, а также надежной защитой интеллектуальной собственности.

Усовершенствование бизнеса способствует более высокой эффективности производства товаров и услуг. Это, в свою очередь, приводит к повышению производительности, что позволяет повысить конкурентоспособность страны.

Усовершенствование бизнеса особенно важно для стран, находящихся на развитой стадии развития, когда большинство основных источников повышения производительности были исчерпаны в значительной степени. Качество системы бизнеса страны и вспомогательных отраслей, которое измеряется количеством и качеством местных поставщиков и степенью их взаимодействия, весьма значимы по целому ряду причин.

Когда компании и поставщики из определенного сектора объединены в географически уточненные группы («кластеры»), эффективность усиливается, создаются более широкие возможности для инноваций, а барьеры для входа новых фирм сокращаются. Улучшается функционирование и стратегия индивидуальных фирм (брендинг, маркетинг и т.д.).

В течение большей части 90-х гг. прошлого века в США торговля высокотехнологичной продукцией имела положительное сальдо и достигла разительного контраста с постоянно растущим годовым дефицитом торгового баланса США в целом. Но начиная с 2001 г. торговый баланс США высокотехнологичными продуктами начал снижаться. К 2002 г. в США импорт высокотехнологичной продукции превысил экспорт, что впервые привело к торговому дефициту в этом сегменте рынка.

Дефицит в торговле высокотехнологичными продуктами продолжал расти каждый год до тех пор, пока в 2006 г. достиг 38,3 млрд. долл.

Дефицит в этом сегменте рынка отражает растущий дисбаланс торговли США с Азией и особенно с Китаем. С большинством остальных стран мира торговля США высокотехнологичными продуктами обычно превышает или имеет относительно сбалансированную величину.

Бюро переписи населения США разработали передовую систему классификации торговли высокотехнологичными продуктами, которые воплощают новые или самые передовые технологии, для отслеживания экспорта и импорта. Система оперирует десятью технологическими блоками: биотехнологии, биологические науки, оптоэлектроника, информация и коммуникации, электроника, гибкое производство, современные материалы, аэрокосмическая, оружие и ядерные технологии.

На протяжении большей части 90-х гг. американский экспорт высокотехнологичной продукции превысил импорт в 9 из 11 областей техники. Торговля в аэрокосмической отрасли последовательно превышала импорт для Соединенных Штатов в течение этого времени, на втором месте была электроника.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *