Традиционный подход к пониманию форм префенциальной ренты

Экономика сама по себе не в состоянии поддерживать синхронное и динамичное развитие всех отраслей народного хозяйства. Регулирование и стимулирование в экономической сфере — функции государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, стимулируя приоритетные направления государство, находясь и в рамках рыночной модели и вне ее, гарантирует стабильность экономической системы в целом.

Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль сохранения экономической системы путём выражения общих, или общественных, интересов.

Государственные институты в пределах своей компетенции выступают потенциальным производителем и распространителем экономических преференций, под которыми мы будем понимать систему государственных мер, предоставляющую экономические преимущества и льготы какому-либо индивиду (группе индивидов) с целью создания благоприятных условий хозяйствования. Распределяемые среди ограниченного круга пользователей преференции (дотации, субсидии, льготы, права на осуществление отдельных видов деятельности и т.п.) выступают специфической формой государственного инвестирования, образуя особого рода ресурс, приносящий при эффективном хозяйствовании пользователю ренту, которую назовем преференциальной.

Преференциальная рента — дополнительный доход, получаемый участниками рентных отношений в результате реализации пользователем ограниченных прав и преференций, регламентированных государственными институтами.

Для раскрытия сущности данной экономической категории необходимо фундаментальное изучение ее составляющих. Преференциальная рента разнообразна по своим источникам, формам и разновидностям. Многообразие видов преференций ресурсов, определяет разнообразие источников преференциальной ренты. Что касается изучения ее форм, то в данном случае может быть применен традиционный подход, при котором преференциальная рента может выступать в следующих формах.

Абсолютная рента — преференциальный ресурс ввиду его бесплатной полезности превышает обычные ресурсы. Обладание отдельными видами преференциальных ресурсов порождает ренту как доход в результате снижения для привилегированных пользователей барьеров на пути «Деньги — Производство — Товар — Деньги». Рентный доход в данном случае определяется суммой экономии сопутствующих расходов ввиду бесплатности вложенного преференциального ресурса (субсидий, грантов и т.п.). Например, государственная субсидия, направленная организацией на приобретение сырья, на выходе дает ренту за счет удешевления для данного субъекта производственных расходов на сумму использованной субсидии.

Монопольная рента — образуется на основе хозяйственного использования ограниченных но количеству пользователей преференций. Квота на ввоз определенной группы товаров, не производимых в стране, полученная от государства единолично индивидом, порождает на данный товар монопольно высокие цены. В этом случае монопольная рента представляется как избыток реальной для владельца цены продукта по причине монопольного положения, обеспеченного преференциальными условиями или правами. Монопольную ренту порождают квоты, лицензии и т.п.

При прочих равных затратах издержки субъекта, расположенного на расстоянии А от центра основных рынков сбыта, отличаются от издержек субъекта, расположенного в точке О, на сумму транспортно-экспедиторских затрат. Данная разница равна сумме недополученной дифференцированной ренты I субъектом, расположенным в точке А.

Субъекты, расположенные правее точки S (например, в точке К), имеют отрицательное значение дифференциальной ренты I по той причине, что в сравнении с субъектами, расположенными левее точки S, их транспорт-но-экспедиторские расходы превышают размер ренты I. Снижение рыночной цены (линия Dj) влечет снижение дифференциальной ренты I как ее составляющей.

Вследствие этого количество владельцев преференциального ресурса, утративших ренту I, увеличивается за счет присоединения к их группе субъектов, расположенных в отрезке LS. Поэтому если нельзя сократить прочие расходы (производственные и т.п.), субъектам, желающим получить (вернуть) ренту I, нужно менять местоположение, т.е. переносить место своей деятельности в район, ограниченный отрезком OL.

Однако далеко не каждый субъект хозяйствования может иметь возможность изменить местоположение из-за несравнимо высоких издержек по переносу производственных мощностей, дистабилизации социального равновесия в регионе изначального расположения (например, роста безработицы) и др.

Например, рост величины дифференциальной ренты I, может быть достигнут снижением издержек (линия С,). Так, если субъект, расположенный в точке К, снизит издержки до уровня Cj, линия ренты I сместится правее точки S (RJ и покажет получение ренты I в размере точки К,. В свою очередь увеличение издержек повлечет смещение линии С вверх (например, до уровня линии С2) и линии R (например, до уровня R2), и укажет максимально возможную точку дальности местоположения субъекта от основных рынков и соответственно расстояние OL, в пределах которого рента I будет положительной.

 Дифференциальная рента II возникает в результате различной производительности добавочных вложений в освоение преференциального ресурса: её масса и норма планомерно возрастают у субъектов, применяющих более эффективные технологии, обеспечивающие сверхприбыли по сравнению с использованием преобладающих технологий.

Преференциальный ресурс, незаконно использованный экономическим агентом, порождает преференциальную антиренту, как нелегальный доход, полученный в результате сокрытия или занижения объектов налогообложения, контрабанды, неправомерного осуществления деятельности без получения установленной лицензии и т.п.

Таким образом, преференциальная рента, проявляясь в традиционных формах (монопольная, дифференцированная, абсолютная) и обладая в целом общественной полезностью, в нелегальной сфере трансформируется в антиренту, незаконное присвоение которой влечет негативные последствия для развития экономики и социума. Однако динамичное развитие государства возможно лишь в случае сбалансированной реализации экономических интересов всех субъектов экономических отношений вообще и рентных в частности, ориентированных на удовлетворение потребностей общественного и личного характера.

В связи с этим важное значение приобретает формирование экономического механизма реализации рентных отношений. Основой построения его выступает теория ренты, которая обеспечивает создание системы платы за рентный ресурс на базе научно обоснованных принципов формирования, изъятия и распределения преференциальной ренты.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *