Управление логистическими потоками в дорожной отрасли

В дорожной отрасли Республики Беларусь сегодня проводится техническая политика, способствующая формированию единого информационного пространства управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и контроля. Использование системы тендерных торгов обеспечивает выбор исполнителей работ на конкурсной основе, что стимулирует подрядные организации к использованию прогрессивных методов планирования и организации дорожно-строительных работ. Ежегодно разрабатываются и осуществляются планы внедрения новой техники и технологий на объектах дорожного строительства как за счет собственных средств, так и за счет республиканского дорожного фонда.

Выполнение этих планов — одна из наиболее жестко контролируемых позиций. Все это, в совокупности с развитием системы бизнес-планирования деятельности дорожных организаций, создает экономические предпосылки внедрения логистики на предприятиях дорожной отрасли. Логистические методы планирования и организации производственных процессов способствуют сокращению сроков строительства и минимизации затрат на возведение объектов.

В западных странах логистика уже не одно десятилетие успешно работает на дорожную отрасль. И все это время ведется поиск всевозможных путей оптимизации снижения общих затрат на выполнение строительно-монтажных работ, повышение экономической эффективности логистической деятельности, улучшение ее информационного и технического обеспечения.

В «дорожной» науке и практике традиционно сложилось так, что вопросы оптимизации сроков строительства и организации производства решаются с применением методов календарного и сетевого планирования. Однако данные методы позволяют рассматривать только обособленные виды ресурсов, без учета их взаимодействия в процессе дорожного строительства (реконструкции, ремонта, содержания). Так, при календарном планировании определяются сроки выполнения основных дорожно-строительных работ, выполняемых в период, определенный нормативным или расчетным сроком производства работ.

При этом период организационной подготовки строительства, который содержит большие резервы для логистической оптимизации, не включается в общую продолжительность строительства, а следовательно, выпадает из рассмотрения при оптимизации методами календарного и сетевого планирования. В организационный период происходят поиск деловых партнеров, разработка и утверждение проектной документации, проведение тендерных торгов, заключение контрактов и другие работы, без которых в дальнейшем невозможно строительство (реконструкция, ремонт, содержание) объекта, что способно значительно растягивать его продолжительность и может привести к необходимости пересмотра проектно-сметной документации и дополнительным затратам финансовых ресурсов.

Кроме того, при календарном и сетевом планировании состояние объекта и данные о ресурсах рассматриваются в конкретные моменты времени, без учета их изменения на определенном временном интервале. В то же время логистические потоки позволяют управлять ресурсами с момента включения их в поток и до момента выхода готовой продукции путем сплошного контроля их движения по всей логистической цепи.

При календарном и сетевом планировании основными объектами оптимизации выступают потоки, формирующиеся из бригад, специализирующихся на выполнении отдельных видов работ на основе общности технологических операций, применяемых машин и механизмов. Поточный метод строительства способствует непрерывной связи отдельных процессов в общем комплексе работ, одновременному производству разнотипных работ и требует четкого планирования организации работ с учетом взаимосвязи основных и вспомогательных процессов. Все вышесказанное относится непосредственно к процессу выполнения работ на объекте с учетом технологии их производства.

Многие моменты, связанные с производством материалов, их доставкой на строительную площадку, складированием, обеспечением строительства финансовыми ресурсами, информационное обеспечение строительства, выпадают из содержания календарного и сетевого планирования. Логистика позволяет рассмотреть все составляющие процесса строительства (реконструкции, ремонта, содержания) автомобильных дорог (с момента выдачи задания на проектирование объекта и до сдачи готовой автомобильной дороги в эксплуатацию) путем сквозного управления логистическими потоками.

Одним из способов, облегчающих данный процесс, может быть моделирование логистических потоков. Процедура моделирования позволяет провести оценку работы логистической системы в целом на любом требуемом уровне изучения предприятий дорожной отрасли.

Предприятия дорожной отрасли представляют собой сложные органазационные комплексы. Их можно объединить в системы по следующим признакам: функциональным (выполнение ремонтных, строительных, монтажных работ на объектах); информационным; управляющим; координирующим; контролирующим. Процессы, протекающие в логистических системах, связаны с потоками: материальными, транспортными, информационными и финансовыми. Любое предприятие дорожной отрасли — сложная организационно-экономическая система, состоящая из элементов, взаимосвязанных в едином процессе производственной и финансово-хозяйственной деятельности материальными и сопутствующими им финансовыми и информационными потоками. Все потоки представляют собой упорядоченную последовательность определенных операций и процессов в различных формах проявления.

Структура и величина материального потока логистической системы дорожно-строительного предприятия зависит от специфики его производственной деятельности, т.е. от видов выполняемых им дорожных работ. Кроме вышеназванных потоков, на предприятиях дорожной отрасли, рассматриваемых как логистические системы определенного уровня иерархии, функционирует документальный логистический поток.

Документальный и информационный потоки в логистической системе дорожного хозяйства пока еще не слились в единый информационный поток, Документальный поток проходит не только через все аспекты деятельности предприятия как логистической системы, но и связывает их в единую логистическую систему более высокого ранга. Однако данный поток требует дополнительных финансовых и трудовых ресурсов для его обеспечения, часто значительных. Поэтому для повышения эффективности функционирования логистических систем дорожного хозяйства необходимо объединить информационный и документальный потоки в единый интегрированный информационный логистический поток.

Все виды логистических потоков взаимосвязаны. Степень этой взаимосвязаны зависит от момента времени, в котором находится производственный процесс. В дорожном хозяйстве с учетом его специфики важным является то, что в определенный момент, который можно обозначить как начало сезона дорожно-строительных работ, резко увеличиваются мощность и объем всех логистических потоков. Время начала выполнения операций по каждому виду потоков зачастую определяется началом последующей или окончанием предыдущей операции. Например, операции с материальными потоками в некоторых случаях не могут выполняться без участия транспортных потоков и без базы, которую создают для них информационные, документальные и финансовые потоки.

Условно эту последовательность операций можно представить в виде различных компонент, которые образуют логистические цепи:

В процессе выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ на автомобильной дороге логистические потоки зависят друг от друга и активно взаимодействуют. Использование информационного потока может быть как одномоментным, так и запаздывающим или опережающим по отношению к движущемуся материальному потоку, что позволяет быстро осуществлять переадресовку груза, что опять таки немаловажно в условиях зависимости дорожно-строительного процесса от погодных условий и прочих внешних воздействий.

Кроме того, информационный поток является исходным материалом для зарождения материального потока (проведение тендерных торгов, заключение договоров-подряда и контрактов на поставку товарно-материальных ценностей). Повышение эффективности движения материальных потоков достигается за счет улучшения их финансового обслуживания. Эта взаимосвязь и взаимозависимость отражается вертикальными связями.

Выражение (2) характеризует структуру дорожно-строительного предприятия с учетом взаимосвязей по вертикали и влияния одного процесса на другой.

При выделении отдельных элементов логистических цепей дорожно-строительного предприятия исходной предпосылкой является представление служб предприятия и логистических потоков как некоторых нерасчленяемых частей одного целого. Предприятие представляется совокупностью логистических цепей, каждая из которых подлежит алгоритмизации с учетом вертикальных и горизонтальных связей.

Использование логистического подхода к объектам дорожного хозяйства, обеспечивает получение максимального эффекта за счет постоянного контроля за движением основных материальных, финансовых и транспортных потоков.

Продукция, создаваемая логистической системой дорожно-строительного предприятия (построенная или отремонтированная автомобильная дорога) определяет специфику системы дорожного хозяйства. С учетом данных особенностей продукции дорожного хозяйства предложена векторно-скалярная модель логистических потоков дорожно-строительного предприятия применительно к одному строящемуся объекту. Полученная векторно-скалярная модель логистических потоков дорожно-строительного предприятия может использоваться для расчета временных параметров потоков в комплексе с теорией массового обслуживания для проектирования организации строительства и производства работ с учетом ритмичной работы всех элементов потока, а также принятия оперативных управленческих решений в перспективе.

Предложенная характеристика логистических потоков в зависимости от метода организации выполняемых работ на участке автомобильной дороги позволяет оптимизировать работу логистической системы дорожно-строительного предприятия с разными по величине технико-экономическими показателями.

Таким образом, в российско-белорусском Союзном государстве наблюдается реальное продвижение по пути валютной интеграции. Введение, единой валюты представляет собой одну из сложнейших форм интеграции. Создание валютного союза Беларуси и России должно диктоваться прежде всего экономической целесообразностью и происходить на завершающем этапе интеграции, когда будут достигнуты устойчивое сближение основных макроэкономических показателей, унификация, денежно-кредитной, ценовой политики, идентичность политико-правового регулирования социально-экономических процессов в обществе.

Интегрировавшись с экономически более мощной Россией, Беларусь может ускорить решение своих хозяйственных проблем, получить гораздо более сильную валюту, которая в перспективе станет одной из основных мировых валют. Укрепление валютной системы на основе рубля поможет ее более быстрому вхождению в международную финансовую систему, в создаваемое единое общеевропейское пространство.

Для России введение единой валюты будет способствовать укреплению ее промышленного потенциала. Валютный союз станет важным фактором укрепления позиций российских компаний в Белоруссии.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *