Управление рисками во внешней экономической деятельности экспортно-ориентированного предприятия

Кризисы всегда были политическим феноменом: по характеру либо своего генезиса. В будущем увеличение числа участников, усложнение причин и форм реализации кризисов будут способствовать усилению тенденции их политизации.

Тенденции формирования рисков и развития кризисов закономерно диктуют необходимость разработки и реализации решений, направленных на повышение безопасности и устойчивости развития общества. Эта деятельность ведется как государством — на общенациональном и международном уровнях, так и корпорациями и предприятиями — на уровне организаций.

Разработка и реализация государственных стратегий и программ по снижению рисков и смягчению последствий кризисов ведутся в нескольких направлениях. Это, прежде всего, научно-аналитическая сфера и тесно связанная с ней сфера обучения и подготовки кадров специалистов, в которых благодаря переосмыслению самих концепций риска происходят важнейшие изменения. Одно из них — смена парадигмы управления.

В странах Запада место политики и стратегий, направленных «против» рисков и кризисов, заняли или занимают концепции и основанные на них программы управления рисками и кризисами.

В Республике Беларусь этот процесс также происходит, но гораздо медленнее, чем необходимо. До сих пор в названиях и содержании большинства государственных программ и законов, касающихся рисков и кризисных ситуаций, доминируют термины и установки на «отмену»,«устранение», «ликвидацию» и т.п. В то же время, практически ни один из рисков не может быть полностью устранен, а многие из них (так же, как и кризисы) не являются однозначно негативными. Поэтому они требуют не борьбы, а вдумчивых управленческих решений, опирающихся на общественное мнение.

Одновременно названия и содержание государственных учебных программ, учебников и учебных пособий, используемых не только для обучения студентов, но и для подготовки и переподготовки управленческих кадров, продолжают ориентироваться на антикризисное управление. Кризис, вольно или невольно, воспринимается как нечто исключительно отрицательное, нежелательное, чему должно быть оказано противодействие и чего нужно всячески избегать или избавляться от него.

В то же время в научных и учебных изданиях США, Западной Европы, Японии фигурирует только «управление кризисом» (crisis management), а словосочетание «антикризисное управление» фактически невозможно встретить. Это не случайно и отражает расхождения на концептуальном уровне.

Другое важное изменение в рассматриваемой сфере состоит в тенденции ее одновременной специализации и интеграции, в рамках которой происходит объединение деятельности по анализу и управлению рисками и управлению кризисами в единую и сложную междисциплинарную область. Эта деятельность охватывает не только государство, но и неправительственные организации и корпорации; включает как научно-аналитическую, так и практическую работу; она также охватывает различные типы рисков и порождаемых ими кризисов; стратегию и политику по снижению риска и опасности кризисов на различных уровнях принятия решений.

Двуединый процесс специализации и интеграции реализуется в форме институционализации управления рисками и кризисами. В области права следует отметить формирование специальной ветви международного и национального законодательства (чрезвычайное право). Особенно интенсивным этот процесс стал в начале XXI в., чему в значительной степени способствовала эскалация международного терроризма.

Существенной частью процесса институционализации управления рисками и кризисами является его бюрократизация и опера-ционализация. Речь идет прежде всего о процедурах анализа и оценки риска, а также регулирования риска как органической части процесса принятия решений и их экспертизы в государственном аппарате. До конца 1970-х гг. широкое использование этих процедур ограничивалось сферой корпоративного планирования и управления для оценки деятельности компаний (организаций).

В последние годы благодаря синтезу интегрированного риск-менеджмента, антикризисного управления и стратегического риск-менеджмента применительно к деятельности государственных структур стратегический риск стал инструментом формирования государственной политики и начал использоваться в нефинансовой сфере и в деятельности органов государственной исполнительной власти ряда зарубежных стран.

Таким образом, современный мир характеризуется сложностью и многообразием факторов, влияющих на внешнюю экономическую деятельность предприятий. В этих условиях необходимо анализировать и прогнозировать возможные потери предприятия, чтобы предусмотреть различные компенсирующие действия. Современные методы минимизации потерь основаны на экономико-математическом моделировании.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *