Уровень и качество жизни населения и уменьшение неравенства при реализации социальной политики государства
Переход к рыночной экономике, стартовавший в начале 1990-х годов, значительно изменил социальную структуру постсоветского общества. Так, до начала 1990-х годов в Беларуси, как типичной советской республике, схема расслоения общества напоминала треугольник с очень широким основанием. Большую часть его занимал слой трудящихся, а вершину — элита. Внизу располагалась группа трудящихся, представляющая собой своеобразный «средний класс» со слабой экономической и социальной мобильностью, вверху — влиятельный слой политических деятелей, определяющий уровень жизни населения. Распад СССР и разрыв производственных связей в I991 г. привели к кризису белорусской экономики, который проявился в снижении производства и уровня жизни населения в 1991-1995 гг. и возникновении экономического и социального неравенства. В Беларуси была введена концепция «официальной черты бедности», ниже которой находились лица, денежный доход которых не превышал бюджета прожиточного минимума (БПМ), составляющего 60% от ежемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ).
После распада СССР Беларусь приняла масштабную программу экономических реформ, но решила осуществлять их медленно и поэтапно. Вначале это позволило сдержать сокращение масштабов производства и снижение уровня жизни людей. Но с 1993 г. выяснилось, что эволюционное развитие экономики тормозит институциональные и структурные преобразования в обществе. Медлительность в создании правовых, финансовых и социальных институтов, обслуживающих рыночную экономику, породила ряд негативных последствий, главное проявление которых — снижение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) с 0,866 в 1992 г. до 0,826 в 2007 г. Государственный выбор в пользу построения социально ориентированной экономики, наряду с очевидными преимуществами, вызывает ряд проблем, связанных с балансом социального и экономического компонентов.
Республика Беларусь с 1992 по 2009 г. входит в группу стран с высоким уровнем развития, однако ее рейтинг снизился с 42-й позиции в 1992 г. до 68-й в 2007 г. По показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Беларуси до 2007 г. наблюдалась отрицательная динамика: снижение с 71,1 года в 1992 г. до 69,0 лет в 2007 г. Соответственно, индекс ожидаемой продолжительности жизни снизился с 0,768 (1992 г.) до 0,733 (2007 г.).
Достигнутый уровень образования, характеризующий уровень грамотности взрослого населения (доля грамотных в возрасте 15 лет и старше), повышается с 98,1% в 1992 г. до 99,7% в 2007 г. Соответственно, общий индекс уровня образования в Беларуси имеет положительную динамику: 0,901 — в 1992 г., 0,950 — в 2001 г., 0,961 — в 2007 г.
Величина ВВП на душу населения (по ППС в долл. США) обобщенно характеризует возможность доступа населения к материальным ресурсам и используется в качестве непрямого показателя возможностей, не отражаемых показателями долголетия и образованности. В Беларуси ВВП на душу населения в 2007 г. составил 10 841 долл. США, что почти в два раза выше, чем в 1992 г. (6440 долл. США), а индекс ВВП увеличился с 0,690 в 1992 г. до 0,782 в 2007 г.
Для оценки динамики уровня жизни значимо сопоставление рейтингов страны по ИРЧП и ВВП на душу населения. Рейтинг ИРЧП для Беларуси на протяжении ряда лет был выше рейтинга ВВП, что свидетельствует о сильной социальной ориентации экономической политики в стране, более быстром росте социальных компонентов по сравнению с экономическими, характеризующими динамику уровня жизни населения.
Таким образом, несмотря на рост с 1992 г. величины ВВП на душу населения (по ППС в долл. США), стране не удается поддерживать такие же темпы роста уровня жизни населения, как в экономически более развитых странах. Поэтому рейтинг ИРЧП для Беларуси за 1992-2007 гг. имеет отрицательную динамику (-26). Это означает, что республика, оставаясь в группе государств с высоким уровнем развития, постепенно уступает по компонентам этого развития экономически более развитым странам, прежде всего — по продолжительности жизни населения. Важнейшие направления и пути преодоления этой негативной тенденции и перехода к устойчивому развитию намечены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
При анализе экономической дифференциации в обществе рационально выбрать в качестве индикатора экономической стратификации соотношение уровня доходов населения с величиной минимального потребительского бюджета и величиной бюджета прожиточного минимума.
Государственная социальная политика оказывает непосредственное влияние на формирование социально-трудовых и социально-экономических отношений, зависит от типа социума и рассматривается как одна из его интегральных характеристик. Социально-ориентированная экономика многоукладного типа связана в Беларуси, в частности, с флуктуацией коэффициента дифференциации денежных доходов общества. Так, соотношение располагаемых ресурсов между 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составляло в 1995 г. 5,5, в 2000 г. — 5,8, в 2005 г. — 5,4, в 2008 г. — 5,9, в 2009 г. — 5,6 раза. С одной стороны, в экономической практике повышение денежных доходов бедных слоев населения до уровня бюджета прожиточного минимума и создание определенных социальных гарантий для населения связывается с повышением темпов роста ВВП (в 1995 г. — 89,6%, в 2000 г. — 105,8, в 2005 г. — 109,4, в 2008 г. — 110,2, в 2009 г. — 100,2%, по отношению к предыдущему году) и, соответственно, ростом заработной платы. С другой стороны, это связано с перераспределением денежных доходов между наиболее и наименее обеспеченными слоями населения в пользу последних. Социальным последствием этого, в целом, позитивного процесса является снижение трудовой мотивации в силу выравнивания оплаты труда разной природы и разного уровня квалификации (при общем низком уровне заработной платы).
Рассмотрение экономической стратификации белорусского общества на базе статистических материалов показывает, что в процессе стабилизации и роста экономики (с 1995 по 2008 г.) доля страты со среднедушевым денежным доходом ниже БПМ уменьшилась в 6 раз, доля страты со среднедушевым доходом от БПМ до МПБ — в 2,5 раза, от 1 до 2 МПБ -увеличилась в 4 раза, от 2 до 3 МПБ — в 3,3 раза (табл. 2). Отметим, что доля расходов на оплату труда в структуре затрат на производство продукции изменяется менее чем на 1 п.п. в год — от 10,4% в 1995 г. до 15,0% в 2008 г.
Стандартная методика процентной группировки данных по квинтильным группам населения позволяет выделить 20% лиц, имеющих самые низкие доходы, 20% — имеющих самые высокие доходы и три группы по 20%: со средним, ниже и выше среднего доходами. Характерно, что во всех группах доля располагаемых ресурсов с 1995 по 2008 г. почти не изменилась, что свидетельствует об относительной стабильности экономической ситуации. Индекс Джини и индекс дифференциации доходов несколько возросли за счет увеличения доли располагаемых ресурсов в пятой квинтильной группе.
В белорусском обществе улучшается материальное положение малообеспеченных слоев населения и уменьшается доля этой страты в обществе. Но, по результатам авторского анализа, происходит это как за счет повышения заработной платы, так и за счет перераспределения доходов различных страт населения с целью выравнивания их материального положения. Подобная уравнительная политика может быть чревата уплощением экономической пирамиды в обществе в ходе выравнивания среднедушевых денежных доходов разных слоев населения. Чтобы избежать нежелательных изменений в экономической стратификации общества, необходима социологическая экспертиза экономических преобразований, определяющая баланс экономических и социальных издержек.
Отметим, что начиная с 2005 г. восстановлена реальная связь между минимальной заработной платой (в 2009 г. — 258,6 тыс. руб.) и БПМ (в 2009 г. — 248,5 тыс. руб.) и их соотношение примерно равно единице. Это означает, что требования МОТ относительно «Удовлетворительных условий жизни» выполнены для тех, кто имеет работу. Но дальнейшее уменьшение доли тех, кто находится ниже официальной черты бедности, должно осуществляться при сохранении соотношения располагаемых ресурсов у 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев населения на уровне 5-6 раз и повышении мотивации работников в сфере труда.
Социальная функция заработной платы нацелена на обеспечение социально справедливой дифференциации оплаты труда и, соответственно, избегание значительной социально-экономической дифференциации общества. Реализация социальной функции заработной платы является одним из основных механизмов социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь, согласно которой конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей. Особое внимание при этом уделяется государственному регулированию оплаты труда; именно заработная плата должна стать одним из ведущих факторов повышения эффективности производства и основой роста уровня жизни населения.
Вместе с тем государственный выбор в пользу социально ориентированной экономики, наряду с очевидными преимуществами, порождает и ряд проблем, главная из которых — проблема баланса социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей, предполагают потерю экономической эффективности производства. Наряду с повышением благосостояния общества за счет увеличения ВВП, происходит перераспределение денежных доходов между высоко- и низкооплачиваемыми слоями населения уравнительного характера. Исходя из этого, отметим, что социальная функция не должна вступать в противоречие с воспроизводственной и стимулирующей. Перераспределение заработной платы в пользу низкооплачиваемых работников имеет свой предел, переступив через который можно разрушить воспроизводственную функцию применительно к высококвалифицированным работникам, а также подорвать заинтересованность руководителей и ведущих специалистов в обеспечении эффективной работы предприятий и организаций.
Анализ функций, через реализацию которых заработная плата влияет на материальное положение и ценностные ориентации индивидов, позволяет заключить, что в условиях транзитивной экономики заработная плата как бы «выходит» из рамок собственно условий труда и становится одним из главных механизмов, стимулирующих экономическое поведение работников. Само же экономическое поведение работников, в силу несоответствия низкой оплаты труда и высокой стоимости жизни, приобретает вынужденный характер и определяется по критериям количества и качества дополнительных работ и подработок. Очевидно, данное положение вещей сохранится до тех пор, пока оплата труда не придет в соответствие со стоимостью жизни и у людей не сформируется личное представление о хорошей работе, связанное прежде всего с ее содержательными аспектами, при наличии достойной оплаты.
Свежие комментарии