Внедрение модели интеллектуальной организации как фактор повышения инновационной активности отечественных предприятий

В условиях ориентации Республики Беларусь на построение общества знаний принципиальное значение приобретает поиск эффективных методов активизации инновационной деятельности. Программа социально экономического развития республики на 2006-2010 гг. предусматривает «повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз — «человек — инновации -благосостояние»». На активизацию инновационной деятельности направлена и Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 гг..

Инновация — это конечный результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или

усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, создание и внедрение инноваций — это, прежде всего, интеллектуальная деятельность и принципиально важным фактором повышения инновационной активности предприятий является, эффективное управление интеллектуальными ресурсами.

Значительная доля интеллектуального потенциала Республики Беларусь приходиться на предприятия. Эффективное управление таким потенциалом может быть обеспечено внедрением модели интеллектуальной организации (ИО).

ИО за счет управления знаниями обеспечивает эффективную интеллектуальную деятельность сотрудников, что в свою очередь приводит к появлению инноваций и эффекту, значительно превосходящему эффект

традиционной организации, деятельность которой основывается на тривиальных решениях. Переход отечественных предприятий к модели ИО способствуют достижению ими конкурентоспособности, эффективности и инновационное. Такую модель целесообразно внедрять прежде всего на предприятиях с высокой долей интеллектуального труда и нематериальных активов, эффективность использования которых и обусловливает в значительной степени эффективность деятельности предприятия.

Механизм внедрения модели ИО включает три этапа:

  1. исследование предприятия и выявление проблем, которые препятствуют внедрению модели ИО;
  2. разработка методических рекомендаций, направленных на решение выявленных на предыдущем этапе проблем и на приближение характеристик предприятия к модели ИО;
  3. внедрение разработанных рекомендаций, их мониторинг и анализ экономического эффекта.

В качестве экспериментального для проведения исследований нами использовалось Научно-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие «Институт мясо-молочной промышленности». Основными направлениями деятельности предприятия являются:

  • разработка новых видов мясной и молочной продукции, импортозамещающих, энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • разработка и производство бактериальных концентратов, лечебно-профилактических продуктов для детского питания; нормирование и стандартизация в мясной и молочной промышленности;
  • проектирование строительства и реконструкции предприятий мясной и молочной промышленности; проведение испытаний по оценке качества сельскохозяйственного сырья, мясной и молочной продукции;
  • сертификация оборудования для мясной, молочной и птицеперерабатывающей промышленности; научное обеспечение мясной и молочной промышленности;
  • участие в разработке и реализации государственных и отраслевых программ.

РУП «Институт мясомолочной промышленности» является важнейшим звеном в цепочке создания инноваций для предприятий мясной и молочной промышленности, и повышение его инновационной активности является ключевым для всей отрасли.

На первом этапе проведены: анализ документации и статистических данных, предварительный опрос специалистов и руководящих сотрудников и анкетный опрос (охвачено 23% сотрудников предприятия). Анализ полученных данных позволил выявить проблемы института, решение которых будет

способствовать внедрению модели интеллектуальной организации.

Разработка мероприятий, направленных на решение поставленных задач осуществлена на втором этапе механизма внедрения модели ИО. Были предложены Методические рекомендации по увеличению эффективности использования интеллектуального потенциала и внедрению элементов модели интеллектуальной организации в РУП «Институт мясо-молочной промышленности». Важнейшие из них:

  • — внедрение системы менеджмента знаний;
  • — стимулирование творческой и изобретательской деятельности сотрудников;
  • — создание системы информатизации;
  • — разработка цели и миссии организации;
  • — формирование основ организационной культуры.

РУП «Институт мясо-молочной промышленности» обладает высоким уровнем интеллектуального потенциала, о чем свидетельствуют следующие показатели: значительный процент сотрудников с высшим образованием — 67%, научных сотрудников — 21%, кандидатов наук — 6%. Согласно проведенному анкетному опросу большинство сотрудников активно применяют в работе свои знания, 91% респондентов непрерывно пополняет свои знания (обучаются, читают специальную литературу, посещают конференции, выставки и т.д.), что способствует более эффективному выполнению работы, 89% респондентов работают творчески. В таких условиях внедрение менеджмента знаний обеспечит увеличение эффективности всей деятельности предприятия.

Первым шагом по внедрению системы менеджмента знаний является формирование у коллектива предприятия понимания сущности этой системы, а также модели интеллектуальной организации и обоснование необходимости их внедрения. Как и любое изменение, такие мероприятия вызывают определенное сопротивление. Чтобы предотвротить  это, рекомендуется провести информирование об инновациях всего коллектива предприятия на общем собрании, а также (дополнительно) на отдельном собрании руководителей подразделений, которые, являясь формальными лидерами, смогут донести идеи новшества коллективу целенаправленно и эффективно. Все сотрудники должны иметь доступ к дополнительной информации по этим вопросам, для чего необходимо подобрать соответствующие книги и журналы в библиотеке, информационные ресурсы на сайте и т.д.

Вторым шагом внедрения менеджмента знаний является обучение сотрудников интеллектуальным методам, к которым относятся «карты ума», мозговой штурм, списки контрольных вопросов, морфологический анализ и т.д. Ознакомить сотрудников с особенностями применения этих методов должны руководители подразделений. Обучение самих же руководителей подразделения рекомендуется провести на специальном занятии. Интеллектуальные методы уже при первом применении обеспечивают рост эффективности и результативности интеллектуальной деятельности сотрудников. Использование групповых методов принятия решений способствуют синергетическому эффекту знаний сотрудников и росту сплоченности коллектива. Для дополнительного изучения интеллектуальных методов заинтересованным сотрудникам должны быть предложены информационные материалы.

Особое внимание должно уделяться важнейшему элементу менеджмента знаний — обучению.

Оно позволяет увеличивать и обновлять знания сотрудников, а значит, и интеллектуальные ресурсы всего предприятия, является важным инвестиционным стимулирующим фактором. Однако для обучения могут потребоваться большие финансовые вложения. Именно поэтому важно иметь стратегию обучения. Для ее разработки Институту необходимо предпринять следующие шаги:

  1. регулярно выявлять сотрудников, которым целесообразно повысить квалификацию или пройти дополнительное обучение;
  2. установить связи с необходимыми организациями по обучению (вузы, курсы, предприятия-заказчики и т.д.);
  3. разработать план и соответствующий график обучения;
  4. привлекать наиболее подготовленных в профессиональном отношении сотрудников к практическим занятиям с молодежью (передача неявных знаний, опыта).

Исходя из принципиальной роли интеллектуальной деятельности, в Методических рекомендациях выделено в качестве принципиально важного направления стимулирование творческой и изобретательской деятельности сотрудников. В РУП «Институт мясомолочной промышленности» 89% сотрудников, принявших участие в анкетном опросе, творчески выполняют свою работу.

Проведенное на предприятии исследование показало необходимость увеличения эффективности передачи инноваций и их стимулирования. Большинство новых идей не доходит до начальников, респонденты предпочитают поделиться ими с коллегами, что зачастую недостаточно эффективно: предложение может просто забыться или затеряться. Только 25% сотрудников, принявших участие в анкетном опросе, считают, что нововведения они «поддерживают и активно применяют», что свидетельствует о низком стимулирующем эффекте и целесообразности нововведений.

На преодоление указанных проблем и направлены следующие мероприятия в области стимулирования творческой и изобретательской деятельности сотрудников:

  1. разработка и внедрение системы мер поощрения сотрудников за нововведения;
  2. ознакомление сотрудников с актуальной для предприятия проблематикой;
  3. введение «ящика предложений» по аналогии с урной для голосования, куда сотрудник может положить листки со своими предложениями, новациями, идеями;
  4. осведомление сотрудников о сущности системы мер по стимулированию «ящика предложений», принципах оценки предложений;
  5. доведение на совещаниях до коллектива наиболее эффективных и актуальных предложений сотрудников.

Рост творческой и изобретательской активности сотрудников позволит значительно увеличить количество новаций и нововведений, вызовет рост удовлетворенности сотрудников своим трудом, обеспечит установление обратной связи между администрацией предприятия и сотрудниками.

Создание системы информатизации. Работа с интеллектуальными ресурсами подразумевает формирование условий для их накопления, охраны, распространении и поиска. Соответствующая информационная структура обеспечивает и ускоряет такие процессы. Именно прорыв в области информационных технологий значительно ускорил возможность перехода к постиндустриальному обществу.

На РУП «Институт мясо-молочной промышленности» ежегодно обновляется и пополняется фонд компьютеров, есть доступ в Интернет, разработан свой сайт. Созданы все условия для перехода к следующему этапу -созданию базы знаний. Необходимость ее

внедрения обусловливается проблемами поиска необходимой информации сотрудниками. База знаний представляет собой хранилище структурированных знаний организации, по ней должна осуществляться система эффективного поиска. Доступ к ней должен быть обеспечен с каждого компьютера предприятия. Для обеспечения функционирования базы знаний и регулирования всех вопросов по ней необходимо назначить сотрудника.

Разработка цели и миссии предприятия. Несмотря на обоснование в теории менеджмента целесообразности разработки цели и миссии, во многих организациях они либо отсутствуют, либо не имеют практического применения. Цель и миссия определяют планы и сферу, принципы деятельности предприятия, направление развития, являясь мощным стратегическим инструментом. Предложения по разработке цели и миссии должны быть направлены на менеджмент знаний, эффективное управление интеллектуальными ресурсами предприятия. Цель и миссия начнут действовать, когда их будут знать и практически использовать. С ними следует ознакомить сотрудников, клиентов и общественность, используя печатную продукцию, презентации, Интернет, рекламные материалы, а также собрания и личное общение.

Формирование основ организационной культуры. Инновационные предприятия и ИО отличают смелость, отсутствие боязни ошибиться и идти на риск. Эти качества закладываются организационной культурой и организационными ценностями. На РУП «Институт мясо-молочной промышленности» организационные ценности формируются самопроизвольно, на основе ценностей коллектива. Администрация же должна регулировать данный процесс, создавая атмосферу творчества. Руководству предприятия необходимо определить ценности организационной культуры, которые будут способствовать увеличению эффективности интеллектуальной деятельности сотрудников.

Предложения должны быть направлены на утверждение ценности для предприятия интеллектуального потенциала каждого сотрудника, инноваций и интеллектуальной деятельности, общечеловеческих ценностей (доверие, защищенность, равенство, уважение и т.д.). Как и в случае с целью и миссией, реальное воздействие предложенных разработок выявится после ознакомления с ними сотрудников, клиентов и общественности путем использования печатной продукции, презентаций, Интернета, рекламных материалов, а также коллективных собраний. Для клиентов и новых сотрудников рекомендуется подготовить специальные папки, содержащие правила и принципы, заложенные в организационную культуру.

Третий этап механизма внедрения модели ИО — непосредственное внедрение разработанных мероприятий, контроль за ними на основе обратной связи и регулирование -в настоящий момент активно осуществляет РУЛ «Институт мясо-молочной промышленности». Предполагаемым результатом такого внедрения станет улучшение условий для эффективного использования интеллектуальных ресурсов и роста инновационной активности сотрудников предприятия.

Итак, разработка и внедрение модели ИО является важным шагом на пути активизации инновационной деятельности предприятий, что соответствует социально-экономической политике Республики Беларусь. Комплекс мероприятий, осуществленных на РУП «Институт мясо-молочной промышленности» является первым практическим опытом по переходу к модели ИО. Ряд проблем, которые были решены и решаются в этом процессе, актуальны для многих отечественных предприятий и могут быть взяты ими на вооружение.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *