Внешнеторговые операции: импорт и экспорт товаров; таможенный экспорт и импорт

Углубляющиеся интеграционные про­цессы на территории постсоветского про­странства являются неотъемлемой чертой современного экономического развития го­сударств — участников Содружества Неза­висимых Государств. Промежуточным эта­пом таких процессов является Таможенный союз ЕврАзЭС (далее Таможенный союз), который начал функционировать 1 июля 2010 г. Созданная в короткий срок дого­ворно-правовая база Таможенного союза, включающая в настоящее время 79 между­народных договоров в сферах таможенно­го, технического, санитарного, ветеринар-но-санитарного и фитосанитарного регули­рования, в области косвенного налогооб­ложения и статистики внешней и взаимной торговли, направлена на свободное пере­мещение товаров при совершении внешне­торговых операций и активизацию между­народной торговли.

В условиях единой таможенной терри­тории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации проводит­ся единая внешнеторговая политика в отно­шении третьих стран посредством таможен­но-тарифного регулирования, являющегося главным рычагом управления внешнеэконо­мической деятельностью. Субъекты хозяй­ствования государств — участников Таможен­ного союза во взаимной торговле могут пе­ремещать товары беспошлинно независимо от происхождения товара. Выпуск товаров осуществляется на территории того государ­ства — участника Таможенного союза, где за­регистрировано юридическое лицо, ввозящее товары на единую таможенную территорию или вывозящее их с этой территории. В ре­зультате в 2010 г. почти на 14% вырос объем взаимной торговли Республики Беларусь, Рес­публики Казахстан и Российской Федерации (по сравнению с аналогичным периодом пре­дыдущего года), рост суммарного внешнетор­гового оборота Таможенного союза в декаб­ре 2010 г. в сравнении с декабрем 2009 г. увеличился на 26,6%.

Значимая роль в Таможенном союзе отводится финансовым механизмам его до­говорно-правовой базы. Разработанные в ко­роткий срок экспертами Беларуси, Казах­стана и России и введенные в действие, такие финансовые механизмы обеспечива­ют эффективную работу единой таможен­ной территории, применяются как на внеш­нем контуре таможенной границы Таможен­ного союза, так и внутри его (во взаимной торговле).

На внешнем контуре таможенной гра­ницы Таможенного союза финансовые ме­ханизмы используются при взимании та­моженными органами таможенных плате­жей, а также зачислении и распределении таможенных пошлин.

Внутри Таможенного союза применя­ется уникальный финансовый механизм взимания по международному правилу кос­венного налогообложения — принципу стра­ны назначения. Впервые на территории постсоветского пространства во взаимной торговле трех государств применяется ме­ханизм взимания косвенных налогов в стране потребления товара налоговыми, а не таможенными органами.

Финансовые механизмы на внешнем контуре Таможенного союза. С введением в действие с 1 июля 2010 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 г. с учетом изъятий, установлен­ных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования еди­ной таможенной территории Таможенного союза от 5.07.2010 г. (в отношении нефти и нефтепродуктов, а также товаров некоммер­ческого характера), все функции контроля перемещения товаров перенесены с внут­ренних границ на внешний контур. Тамо­женным кодексом Таможенного союза (да­лее Таможенный кодекс ТС) установлены: единый порядок таможенного регулирова­ния, единые правила декларирования това­ров и уплаты таможенных платежей. Това­ры и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными процедурами, идентифи­цирующими статус товаров и транспортных средств при таком перемещении. Уплата та­моженных платежей осуществляется в за­висимости от заявленных таможенных про­цедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной террито­рии; переработка вне таможенной террито­рии; переработка для внутреннего потреб­ления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона и сво­бодный склад; специальная таможенная про­цедура, определяющая для таможенных це­лей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категори­ями товаров на таможенной территории Та­моженного союза или за ее пределами.

К элементам формирования базы та­моженного обложения относятся Единая товарная номенклатура внешнеэкономичес­кой деятельности Таможенного союза (да­лее ТН ВЭД), страна происхождения и та­моженная стоимость товара. Решением Межгосударственного Совета Евразийско­го экономического сообщества № 18 «О едином таможенно-тарифном регулирова­нии Таможенного союза Республики Бела­русь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 г. утверждена со сроком вступления с 1 января 2010 г. деся­тизначная ТН ВЭД.

ТН ВЭД введена для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики и основы­вается на Гармонизированной системе опи­сания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товар­ной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Решения о внесении измене­ний в ТН ВЭД принимаются Комиссией Таможенного союза (далее КТС) на осно­вании предложений таможенных служб го­сударств — участников Таможенного союза в установленном порядке. Техническое ве­дение ТН ВЭД осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Таможенная стоимость товаров, ввози­мых на таможенную территорию Таможен­ного союза, определяется, если товары фак­тически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения та­моженной границы помещаются под таможен­ную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Декларирование таможенной стоимо­сти ввозимых товаров осуществляется пу­тем заявления сведений о методе опреде­ления таможенной стоимости товаров, ве­личине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэконо­мической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости това­ров, а также представления подтверждаю­щих их документов.

Таможенная стоимость товаров, выво­зимых с таможенной территории Таможен­ного союза, определяется в соответствии с законодательством государства — участни­ка Таможенного союза (в Беларуси в соот­ветствии с Указом Президента Республи­ки Беларусь № 474 от 31.07.2006 г. «О по­рядке определения таможенной стоимости товаров»), таможенному органу которого производится декларирование товаров.

Объектами обложения таможенными платежами являются: товары, перемещае­мые через таможенную границу Таможен­ного союза; операции по условиям совер­шения в отношении организаций и физи­ческих лиц юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии с Таможенным кодек­сом ТС (ст. 70) и Таможенным кодексом Республики Беларусь (ст. 313), таможенные органы взимают таможенные платежи, кон­тролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможен­ных платежей.

Таможенные платежи, взимаемые та­моженными органами, являются одним из источников доходов бюджета, его авансо­вого наполнения. За счет таможенных пла­тежей обеспечивается финансирование рас­ходов бюджета, в том числе выплаты пен­сий, стипендий и др. В Таможенном союзе к таможенным платежам относятся: ввоз­ная таможенная пошлина; вывозная тамо­женная пошлина; налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на единую таможенную террито­рию; таможенные сборы.

Специальные, антидемпинговые и ком­пенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными догово­рами государств — участников Таможенно­го союза и (или) их законодательством и создании единой системы тарифного и не­тарифного регулирования в Союзном госу­дарстве, подписанного в г. Москве 29 ян­варя 2001 г.

Согласно ЕТТ, в целях перевооружения национального производства государств-уча­стников Таможенного союза по широкому кругу технологического оборудования предо­ставляется беспошлинный ввоз. Решением КТС от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Тамо­женного союза Республики Беларусь, Респуб­лики Казахстан и Российской Федерации» от ввозной таможенной пошлины также ос­вобождаются технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключи­тельного использования на территории госу­дарства — участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проек­та, соответствующего приоритетному виду де­ятельности (сектору экономики) в соответ­ствии с национальным законодательством этого государства.

КТС составляет и обновляет на основа­нии предложений государства — участника Таможенного союза перечень инвестицион­ных проектов, для реализации которых пре­доставляются указанная льгота, перечень вво­зимого технологического оборудования, а так­же определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудо­вания, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.

Договором о создании единой тамо­женной территории и формировании Та­моженного союза от 6.10.2007 г. предусмот­рено установление и применение порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, как одно из условий объединения таможенных тер­риторий государств-участников в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного союза.

С 1 сентября 2010 г. введен в действие механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, взимаемых на внешнем контуре единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России, обеспечивающий поступление таможенных пошлин в бюджет каждого государства — участника Таможенного союза в соответ­ствии с установленным нормативом исходя из доли импорта (Соглашение об установ­лении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввоз­ных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, от 20.05.2010 г.). В основу такого механизма положена методика определения нормативов распределения исходя из срав­нения характеристик, основанных на объе­мах импорта Беларуси, Казахстана и Рос­сии из стран вне СНГ. Проведенный расчет за 2008-2009 гг. позволил установить нор­мативы распределения сумм ввозных тамо­женных пошлин в следующих размерах: для Республики Беларусь — 4,7%, Республики Казахстан — 7,33, Российской Федерации -87,97%. Ввозные таможенные пошлины по группе ТН ВЭД 87 (автомобили) рассчита­ны исходя из эффективной ставки по этой группе, сложившейся в Российской Феде­рации в 2009 г. Основным условием при установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин явилось то, что каждое государство Таможенного союза не должно потерять доходы бюдже­тов от внедрения разработанного механиз­ма. Соглашением определены также новые подходы в контроле за выполнением взя­тых обязательств государствами-участника­ми Таможенного союза, а именно суммы распределенных ввозных таможенных по­шлин, не перечисленные на счета в иност­ранной валюте каким-либо из этих госу­дарств, а также суммы неисполненных их национальными (центральными) банками обязательств по перечислению денежных средств в долларах США, относятся к госу­дарственному долгу.

Первый опыт применения этого меха­низма подтвердил его эффективность: на единой таможенной территории Таможен­ного союза более чем на треть вырос объем поступлений по импортным таможенным пошлинам.

В соответствии с Таможенным Кодек­сом Таможенного союза (ст. 84), порядок уп­латы вывозных таможенных пошлин будет устанавливаться международным договором государств-членов Таможенного союза, раз­работка которого осуществляется в настоящее время. В Российской Федерации вы­возные таможенные пошлины применяют­ся почти к 490 товарным позициям. В Рес­публике Казахстан вывозные таможенные пошлины применяются к 1000 товарным по­зициям. В Республике Беларусь вывозные таможенные пошлины применяются только в отношении экспортируемых нефти, неф­тепродуктов, калийных удобрений, кожевен­ного сырья и семян рапса, некоторых видов древесины. При этом размеры ставок вы­возных таможенных пошлин в Беларуси, Казахстане и России отличаются.

Статьей 5 Протокола об отдельных вре­менных изъятиях из режима функциониро­вания единой таможенной территории Та­моженного союза от 5.07.2010 г. установле­на необходимость заключения соглашения, определяющего порядок взимания и зачис­ления вывозных таможенных пошлин при торговле с третьими странами. С учетом спе­цифики взаимной торговли нефтью и неф­тепродуктами между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а также между Российской Федерацией и Республикой Казахстан принято согласованное решение урегулировать вопрос взимания вывозных таможенных пошлин в отношении данных товаров в двустороннем формате.

Взимание налога на добавленную сто­имость и акцизов осуществляется таможен­ными органами во время таможенного дек­ларирования товаров при выпуске их для внутреннего потребления.

Финансовые механизмы во взаимной торговле на единой таможенной терри­тории Таможенного союза. В соответ­ствии с Соглашением о принципах взима­ния косвенных налогов при экспорте и им­порте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г., с 1 июля 2010 г. взимание налога на добав­ленную стоимость и акцизов по ввозимым товарам осуществляется налоговыми орга­нами согласно разработанным и введенным в действие международным договорам, при­нятым в его развитие и подписанным 11.12.2009 г. в г. Санкт-Петербурге:

При разработке международных догово­ров учтена практика применения косвенно­го налогообложения во взаимной торговле Беларуси и России. Нормы указанных меж­дународных договоров направлены на созда­ние более благоприятных условий во взаим­ной торговле субъектов хозяйствования го­сударств — участников Таможенного союза.

Протоколом о порядке взимания косвен­ных налогов при выполнении работ, оказа­нии услуг в Таможенном союзе установлен единый подход к обложению налогом на до­бавленную стоимость работ (услуг). Налого­обложение осуществляется в том государстве, территория которого признается местом реа­лизации работ (услуг). Положения Протоко­ла совпадают с нормами ст. 33 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Протокол о порядке взимания косвен­ных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе дополнен положениями, направленными на создание более выгодных условий для белорусских субъектов хозяй­ствования — участников внешнеэкономичес­кой деятельности по сравнению с ранее дей­ствующими в части увеличения срока предо­ставления в налоговые органы документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки НДС с 90 до 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров; предоставления нулевой ставки НДС при экспорте товаров в другие страны Таможенного союза вне зави­симости от того, облагается НДС или льго­тируется ввоз таких товаров в эти страны; зачета излишне уплаченных сумм налогов, сборов либо сумм налогов, подлежащих воз­мещению, в счет уплаты косвенных налогов по импортированным из стран Таможенного союза товарам.

При импорте товаров на территорию Республики Беларусь с территории Россий­ской Федерации и Республики Казахстан налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются налоговыми органами Респуб­лики Беларусь по месту постановки на учет налогоплательщиков — собственников то­варов, включая налогоплательщиков, при­меняющих специальные режимы налогооб­ложения. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства -участника Таможенного союза товаров, ко­торые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообло­жению при ввозе на его территорию.

Основой функционирования механиз­ма взимания косвенных налогов послужила разработанная форма документа для конт­роля за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов — заявление о ввозе то­варов. При совершении внешнеторговых операций импортер-налогоплательщик пред­ставляет в налоговый орган налоговую дек­ларацию по форме, установленной законо­дательством государства — участника Тамо­женного союза, на территорию которого им­портированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных това­ров (срока платежа, предусмотренного до­говором (контрактом) лизинга). Одновремен­но с налоговой декларацией и заявлением налогоплательщик представляет также в на­логовый орган: выписку банка, подтвержда­ющую фактическую уплату косвенных на­логов; транспортные (товаросопроводитель­ные) документы; счета-фактуры (если их выставление (выписка) предусмотрено за­конодательством государства — участника Таможенного союза); договоры (контракты); информационное сообщение о налогопла­тельщике третьего государства — участника Таможенного союза и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого государства о приобретении импортирован­ных товаров; договоры (контракты) комис­сии, поручения или агентский договор (кон­тракт) (в случаях их заключения).

Взимание акцизов по товарам, подлежа­щим маркировке акцизными марками (учет-но-контрольными марками, знаками), в Бе ларуси и России осуществляется таможен­ными органами государства — участника Та­моженного союза, в Казахстане — налоговы­ми органами. Уплата акцизов по маркируе­мым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством го­сударства — участника Таможенного союза. При экспорте товаров применяются нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (воз­мещение уплаченной суммы) акцизов при ус­ловии документального подтверждения фак­та экспорта. Документы, подтверждающие нулевую ставку НДС и освобождение от уп­латы (возмещение уплаченной суммы) акци­зов, представляются в налоговые органы в течение 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров получателю.

При непредставлении соответствую­щих документов суммы НДС и акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налого­вый период, на который приходится 181-й день со дня отгрузки (передачи) товаров покупателю. В случае представления пла­тельщиком документов, подтверждающих нулевую ставку и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов, по истечении 180 дней (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате) уплаченные суммы НДС и акци­зов подлежат возврату.

Суммы косвенных налогов, подлежа­щие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства — участ­ника Таможенного союза с территории дру­гого государства — участника Таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным зако­нодательством государства — участника Та­моженного союза, на территорию которого импортированы товары. Ввозимые товары облагаются налогом на добавленную сто­имость по следующим ставкам: в Беларуси — 20%, России — 18, Казахстане — 12%.

Отличия в ставках НДС в государствах — участниках Таможенного союза обуслов­лены различиями экономических систем (со­отношением сырьевой и промышленной со­ставляющих) и ходом экономических реформ. При этом имеется наличие пониженной став­ки НДС в размере 10% в Республике Бела­русь и Российской Федерации на группы то­варов социального значения, в Республике

Казахстан применяется только единая став­ка. Различия в ставках акцизов незначитель­ны, за исключением таких товарных пози­ций, как бензин автомобильный, дизельное топливо и сигареты без фильтра. В целом, ставки акцизов имеют достаточно сближен­ные значения либо размер отклонений уров­ней акцизов невелик, более чем в половине случаев ставки акцизов гармонизированы (около 60% от общей доли базового перечня подакцизных товаров). К таким подакцизным товарам относятся спирт этиловый, вина, пиво, сигареты с фильтром, автомобили лег­ковые. Уровень ставки акцизов на спирт эти­ловый во всех государствах — участниках Та­моженного союза находится в пределах до 2,3 евро за 1 л, на вино — до 0,22, пиво — до 0,25 евро за 1 л.

Проблемными, с точки зрения гармо­низации ставок акцизов в государствах — участниках Таможенного союза, являются такие виды подакцизных товаров, как бен­зин автомобильный и дизельное топливо, а также сигареты без фильтра (величина отклонений минимального значения от мак­симального составляет более 100%).

Для обеспечения полноты уплаты кос­венных налогов может применяться законо­дательство государства — участника Таможен­ного союза, регулирующее принципы опре­деления цены в целях налогообложения. Вме­сте с тем применение трансфертного ценообразования в Республике Казахстан приводит к увеличению стоимости импорт­ного товара, а значит, к снижению конкурен­тоспособности белорусских и российских товаров. Отсюда следует необходимость при­менения одинаковых подходов к ценообра­зованию.

Проблемных вопросов по реализации указанных международных договоров не возникало. Вместе с тем с 1 января 2011 г. в Налоговый кодекс Казахстана внесены за­конодательные изменения и дополнения, ко­торые в одностороннем порядке на нацио­нальном уровне вводят законодательные нормы, противоречащие положениям меж­дународных договоренностей по косвенно­му налогообложению и принципам созда­ния единой таможенной территории Тамо­женного союза. Например, введен режим временного ввоза товаров, перемещаемых по единой таможенной территории Таможен­ного союза; автомобили, ввозимые физичес­кими лицами с территории Беларуси и Рос­сии для целей, не связанных с предприни­мательской деятельностью, и подлежащие государственной регистрации в государ­ственных органах Казахстана, облагаются НДС; передача имущества между головной организацией и ее структурными подразде­лениями (не имеющими статус юридичес­кого лица) облагается НДС и т. д. Такие за­конодательные подходы, принятые в фис­кальных целях, создают налоговые барьеры, недопустимы в условиях единой таможен­ной территории и требуют корректировки.

В условиях единой таможенной терри­тории Беларуси, Казахстана и России воп­росы ввоза товаров в свободные экономи­ческие зоны регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной терри­тории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. Статьями 10 и 21 Соглаше­ния от 18 июня 2010 г. определена возмож­ность применения освобождения от НДС при ввозе товаров с территории одного го­сударства — участника Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза при помещении их под таможенную процедуру свободной таможен­ной зоны (далее СТЗ) на территории друго­го государства — члена Таможенного союза. Однако в соответствии со ст. 9 Соглашения от 18 июня 2010 г. действие таможенной процедуры СТЗ не распространяется на то­вары Таможенного союза, ввозимые на тер­ритории особых экономических зон, создан­ных в Калининградской и Магаданской об­ластях Российской Федерации, что также не способствует повышению конкурентоспособ­ности товаров Таможенного союза.

Финансовые механизмы Таможенного союза обеспечивают создание одинаковых условий при совершении внешнеторговых операций на единой таможенной террито­рии Республики Беларусь, Российской Фе­дерации и Республики Казахстан и в применении единого торгового режима в от­ношении товаров других стран.

Вместе с тем для усиления эффектив­ности функционирования финансовых ме­ханизмов в Таможенном союзе требуются:

  • • унификация ставок вывозных тамо­женных пошлин;
  • • разработка и введение в действие международного договора о взимании, уп­лате и зачислении вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с единой та­моженной территории Таможенного союза;
  • • устранение налоговых барьеров, вли­яющих на развитие внешнеэкономических отношений между государствами — участ­никами Таможенного союза;
  • • применение единого порядка цено­образования;
  • • совершенствование налогового адми­нистрирования;
  • • применение государствами — участ­никами Таможенного союза единых ставок косвенных налогов;
  • • разработка и введение в действие Основ налогового законодательства госу­дарств — участников ЕврАзЭС.

Реализация вышеназванных меропри­ятий позволит обеспечить полноценное формирование Единого экономического пространства на единой таможенной тер­ритории Таможенного союза.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *