Воздействие государства на ограниченную конкуренцию

Ограниченная конкуренция — это ситуация, при которой количество субъектов хозяйствования, присутствующих на рынке (или предложение произведенной ими продукции, услуг), преднамеренно ограничивается какими-либо критериями, барьерами. В данном случае ограничения возникают не спонтанно, а как результат регулирования рынка государством.

Процесс создания оптимальной рыночной экономики представляет собой компромисс между рынком совершенной конкуренции и полным государственным регулированием рыночной активности. У чистого рынка, как и у государственного регулирования экономики, есть недостатки, которые на практике, как правило, провоцируют возникновение кризисных ситуаций. Идеальное сочетание этих двух форм нейтрализует недостатки присущие каждой из них в отдельности и создает условия для успешного и бескризисного развития.

Необходимо отметить, что любое государство формулирует стратегию развития и реализует ее на практике. Квалифицированное управление направлено на реализацию поставленных целей за счет создания необходимых условий, поддержки параметров, наиболее благоприятных для роста национальной экономики. Государственное регулирование экономики присуще любой макроэкономической системе, при любом политическом укладе.

Воздействие государства на рынок с целью придания ему необходимого облика, повышения эффективности национальной экономики можно классифицировать по направлениям:

  • — реструктуризация отстающих субсидируемых предприятий различных отраслей экономики Республики Беларусь;
  • —  стимулирование модернизации производств, создание условий для соответствия мировым тенденциям;
  • — стимулирование инновационных производств и поддержка внедрения различных новшеств;
  • — формирование инфраструктуры поддержки отечественных производителей;
  • — повышение эффективности института банкротства;
  • — создание конкурентной среды;
  • — снижение налогового бремени;
  • — создание условий для перераспределения ресурсов в наиболее перспективные отрасли неродного хозяйства;
  • — поддержка наукоемких производств; стимулирование импортозамещения;
  • — снижение ресурсоемкое экономики; стабилизация денежно-кредитной политики;
  • — льготное кредитование приоритетных отраслей народного хозяйства или отдельных субъектов хозяйствования;
  • — ограничения на закупку товаров иностранных производителей и прочие ограничения конкуренции;
  • — прочие.

Необходимо отметить, что ограничения снижают уровень конкурентной борьбы, ее интенсивность среди предприятий, которым присутствие на рынке гарантировано. Отрицательной чертой ограничений конкуренции на внутренних рынках является существование ряда явлений, которые на конкурентных рынках отсутствуют, это явления застойного типа.

С учетом этого возникает необходимость разработки идеологии и стратегии реорганизации развивающихся отраслей народного хозяйства в целях поддержки отечественного производства и вывода отечественных производителей из застоя. Стратегия должна реализовываться поэтапно и централизованно, все ее этапы должны быть закреплены за координирующим центром, который будет определять направления деятельности в отрасли и на подчиненных предприятиях.

Координацию, корректировку стратегии развития, маркетинговую политику, контроль можно возложить на единый координирующий центр отрасли. С учетом этого надо осуществлять единую политику реанимации стагнирующей отрасли народного хозяйства с использованием механизма эффективного распределения средств, направленных на оздоровление отраслей народного хозяйства Республики Беларусь, повышение эффективности работы предприятий отечественной экономики.

Проверка выполняемых решений может осуществляться вышестоящими органами в отношении нижестоящих или комиссиями предприятий отрасли, которые осуществляют проверку деятельности с указанной периодичностью какого-либо другого предприятия отрасли. Периодические выборочные проверки подчиненных предприятий осуществляется специалистами органов управления. Орган государственного управления получает отчеты по выполняемым функциям от подчиненных предприятий через установленные промежутки времени и на основе этого отслеживает ситуацию.

Количество членов аналитической группы зависит от размеров исследуемого предприятия и стадии его развития, рейтинга, наличия кризисных явлений. Как правило, такие группы включают от 4 до 12 человек. Привлечение сторонних специалистов по маркетингу, антикризисному управлению, макроэкономическим проблемам зависит от наличия и характера кризисных явлений в отрасли и на предприятиях.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *