Эффективность применения cals-технологий в маркетинговом управлении предприятием

Формулируются новые управленческие парадигмы и принципы, разрабатываются новые методы реализации методологии маркетинга и новые возможности для их теоретического и практического совершенствования. В таких условиях роль маркетинга принципиально меняется, а управление им становится качественно другим. Современный рынок характеризуется стремительным развитием информационных технологий. Осуществляется синтез основных положений, выводов и инструментария маркетингового управления предприятием и информационно-коммуникационных технологий. На общей основе, которой является информация, спроектировано и внедрено на предприятиях значительное количество оптимальных и эффективных моделей управления. Одна из таких моделей создана в 80-х гг. прошлого столетия — это CALS-технология, представляющая собой единую технологию информационных связей. Разработанная в 60-х гг. академиком Глушковым это технология была представлена как информационный инструмент отдаленного будущего.

Внедрение такого прорывного изобретения на предприятиях было невозможно без создания специального инструментария. На основе усовершенствования методологий структурного анализа и разработки специальных стандартов американскими специалистами создано целое направление информационно-коммуникационных средств, позволяющих моделировать бизнес-процессы. В результате более чем двадцатилетнего туда удалось разработать множество подходов к моделированию процессов, а также вариантов их информационной поддержки.

На заключительном этапе этой многолетней работы оказалось возможным создать единую технологию информационных связей — CALS. С течением времени концептуальное значение интерпретации аббревиатуры CALS претерпело ряд изменений. Так в 1985-1988 гг. — это Информационная технология управления процессами логистики (Computer Aided of Logistic Support); в 1988-1993 гг. — Информационная технология управления процессами закупок и жизненным циклом изделия (Computer Aided Acquisition and Lifecycle Support); в 1995 г. -Информационная технология управления бизнесом, функционирующим со скоростью света (Commerce At Light Speed). Эти информационные инструменты предоставили реальные возможности специалистам в сфере маркетинга выйти за пределы одного предприятия и объединить информационные базы распределенных субъектов экономической деятельности, расположенных в разных странах, в рамках интернет-технологий.

Сеть Интернет является одновременно и причиной и следствием возникновения нового вида связей и отношений в обществе и продуктом фундаментальных технологических и иных изменений, что привело к рождению новой рыночной среды. Бурное развитие глобальной сети вызвало существенные изменения в информационно-коммуникационной среде, в экономике и многих других сферах жизни.

Вследствие этого одна из основных стратегий маркетингового управления – высокоиндивидуализированное удовлетворение потребителя путем активной деятельности в конкретных рыночных сегментах и социальных нишах на основе микромаркетинга постепенно эволюционирует в макромаркетинг, рассматривающий агрегированное поведение целой рыночной системы и глобальный маркетинг — основанный на интеграции или стандартизации маркетинговой деятельности на различных географических рынках. Развиваются интегральные тенденции между основными участниками рыночных связей (поставщиками, производителями, потребителями), вовлекаемыми в бизнес-процессы.

Создаются новые организационные формы предприятий, не имеющие четких границ ни во времени, ни в пространстве. Зарождается новая «цифровая экономика» построенная на концепции маркетинга, где главными ресурсами оказываются идеи как самый дешевый и неисчерпаемый ресурс маркетинга, информация и время. Современные предприятия характеризуются способностью адекватных реакций корпоративного маркетинга на любые изменения внутренней и внешней среды, зависящих от мгновенности связи, распространения информации на рынок в виде продукта. Осуществляется тотальная коммуникация предприятия с рынком. CALS-технологии разрабатывались как специальные инструменты для моделирования, автоматизации и управления бизнес-процессами на основе создания программных продуктов.

Осуществление автоматизации может привести как к улучшению общей ситуации на предприятии, так и к ее ухудшению. Поэтому автоматизированные процессы должны быть адекватно автоматизированы. Основой технологий автоматизации процессов на предприятии является реинжиниринг. Реинжиниринг бизнес-процессов — это механизм реорганизации бизнеса, который компания осуществляет на основе современных информационных технологий и систем, и следует инновационным стратегиям развития с целью получения конкурентного преимущества на рынке. Реинжиниринг генерирует новый способ мышления, реализация которого придает деятельности компании новый смысл. В настоящее время развитие CALS-технологий интенсивно продолжается. В качестве базы развития применяются международные стандарты.

Главная цель в разработке стандартов CALS — создание единой информационной глобальной бизнес-среды. Индустриальная и маркетинговая инфраструктура этой среды призвана обеспечить эффективный информационный обмен и продвижение передовых технологий, способствует развитию экономических связей и созданию успешных деловых отношений, участники которых могут работать вместе и быть при этом разделенными любыми расстояниями.

Такие западные гиганты, как IBM, SONY,HEWLETT PACKARD давно уже ничего не производят сами (размещая производственные заказы на предприятиях, близких к крупным географическим рынкам). Это чисто маркетинговые структуры, распоряжающиеся своими торговыми марками и другими нематериальными активами, осуществляющие интенсивные коммуникации с рынком, изучающие потребительские запросы и точно прогнозирующие их возможные изменения и выдающие обоснованные задания своим производственным партнерам.

Такой путь развития предприятий, основан на активном использовании информационных технологий в системе управления, является более доступным и менее затратным для белорусской экономики. Возможности привлечения достаточных инвестиционных ресурсов в создание современных, конкурентоспособных предприятий на основе новейшего дорогостоящего оборудования весьма ограничены. Сложившиеся реалии таковы, что оборудование, которое предоставляют нам иностранные компании, в лучшем случае это «сегодняшний» день.

В результате продукция, произведенная на этих предприятиях, заведомо будет уступать продукции лидеров мировых рынков, что отрицательно скажется на получении запланированной прибыли. В создавшихся условиях необходимо учитывать, что происходит изменение роли маркетинговой деятельности в связи с переходом от затратного характера маркетинга к инвестиционному. Современные информационные и управленческие технологии позволяют использовать новые модели маркетинга.

Прежде всего, это маркетинг отношений, или маркетинг баз данных. Это перспективная концепция управления бизнесом, представляющая собой непрерывное использование для создания продуктов и услуг знания потребностей индивидуальных потребителей, полученного с помощью интерактивной коммуникации. При использовании на предприятии этой концепции инвестиции направляются в компьютерное оборудование, программное обеспечение баз данных и аналитических программ, средства компьютерных коммуникаций, квалифицированный персонал, а не в дорогостоящее, устаревающее оборудование.

Последовательная и непрерывная интернационализация производств, рост количества предприятий на зарубежных рынках способ-ствовали разработке соответствующих международных стандартов, основное назначение которых — компьютерное представление и обмен данными о продуктах в виртуальном пространстве при помощи установления единых правил обмена информацией в цифровом формате; создания общей философии CALS; развития и внедрения единой терминологии.

Стандарты CALS-технологий основанны на принципах Международной организации по сертификации (ISO) и объединены в серию 10303, более известную под на-званием STEP (Standarts for the Exchange of Product model data). Стандарты ISO 10303 обладают рядом существенных достоинств, которые в полной мере используются специалистами в сфере маркетингового управления предприятием: это их совместимость со стандартом серии 9000 (системы менеджмента -качества) и 1400 (системы управления окружающей средой), а также их безусловная направленность на создание единой информационной бизнес-среды в глобальной системе движения потоков.

Разработка и внедре-ние CALS- технологий в деятельности современных белорусских предприятий с маркетинговой ориентацией предполагает их доступ к глобальной информации для участия в функционировании мировых рынков. С этой целью в рамках программы Союзного государства «Скиф-Грид» создается мощный суперкомпьютер производительностью 50-70 терафлоксов (триллионов операций с плавающей точкой в секунду). Это позволит предприятиям эффективно проводить и осуществлять маркетинговые исследования, планирование, принятие решений, рекламу, практические схемы организации сделок, формировать корпоративные сети. Применение информационно-коммуникационных и маркетинговых технологий позволит:

  • разработать оптимизированную стратегию маркетингового управления, являющуюся частью корпоративной стратегии предприятия, одной из задач которой является расширение бизнеса, развитие технологического потенциала и рост производства, создание новых высококачественных товаров и освоение новых рынков;
  • практически мгновенно реагировать на краткосрочные запросы рынка, тут же преобразовать их в товары и услуги и быстрее других доставлять их потребителю;
  • преодолеть пространство и время. Информация в цифровом формате становиться доступной всем участникам бизнес-процесса на любом географическом рынке, в любое время. Взаимодействие участников осуществляется с помощью средств электронного документооборота;
  • выжить за счет развития предприятиями информационных инструментов, а также эффективного маркетингового управления в условиях жесткой конкуренции на международных рынках;
  • осуществлять перманентное совершенствование качества продукции и услуг на основе информационной поддержки и анализировать причины несоответствия требованиям рынка, мгновенно производить корректирующие действия;
  • управлять жизненным циклом предприятия за счет эффективной системы маркетингового управления и интенсивного обмена информацией между участниками бизнес-процесса:
  • создать «виртуальное предприятие» — искусственно образованную корпорацию, не имеющую ни четко очерченных границ, ни определенного статуса из-за высокой изменчивости во времени и пространстве, как совокупность организационных, технических, технологических, информационных потоков, предназначенных для достижения заданных целей.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *