Экономическая поддержка семей с детьми: рождаемость, семейная политика, семейные пособия

Ряд тенденций, наблюдаемых в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, выдвигают демографическую безопасность в ранг приоритетов национальной безопасности страны. Это, в первую очередь, связано с закреплением в обществе норм ма-лодетности, ослаблением брачно-семейных отношений, невысоким уровнем жизни семей с детьми по сравнению с другими типами семей. Результатом этого становится низкий уровень рождаемости (в 2009 г. — 1,44 ребенка на женщину), не обеспечивающий даже простого воспроизводства населения страны.

Республика Беларусь относится к странам, позиционирующим политику стимулирования рождаемости путем ряда мер экономической поддержки семей с детьми. Вместе с тем проблема их малообеспеченности и невысокого уровня жизни, в особенности многодетных семей, сохраняется. Высокий риск попадания семьи в разряд малообеспеченных при рождении детей, особенно третьего и следующих, наряду с другими факторами снижает для семей привлекательность рождения ребенка.

Такая ситуация обусловливает необходимость более подробного рассмотрения зарубежных стратегий экономической поддержки семей с детьми, направленных на стимулирование рождаемости, для поиска наиболее успешных из них и обоснованного определения перспективных ориентиров развития пронаталистской политики в Республике Беларусь.

К настоящему времени с проблемой низкого уровня рождаемости столкнулись многие страны Европы. В то же время страны Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского региона, Океании, напротив, имеют довольно высокий уровень рождаемости и принимают меры по его снижению. 57 % стран Европы применяют политику, направленную на стимулирование рождаемости и повышение ее уровня, 16 % поддерживают уже достигнутый уровень рождаемости, 27 % стран оценивают реализуемую ими политику в отношении рождаемости как политику невмешательства.

Политика невмешательства в процессы рождаемости или поддержания уже достигнутого уровня характерна странам, уровень рождаемости в которых наиболее высок. В основном это страны Северной и Западной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Великобритания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды), где значение суммарного коэффициента рождаемости колеблется от 1,7 до 2,1 ребенка на женщину. Кроме того, политику невмешательства реализуют Швейцария и Лихтенштейн, несмотря на низкий уровень рождаемости (соответственно, 1,5 и 1,4 ребенка на женщину). Для решения демографических проблем и нивелирования последствий низкой рождаемости данные страны активно применяют политику замещающей миграции.

Страны Прибалтики, Австрия, Германия, а также большинство стран Южной и Восточной Европы характеризуют проводимую политику как пронаталистскую, однако значимых результатов в деле повышения рождаемости не достигают. Значение суммарного коэффициента рождаемости у них не превышает 1,6 ребенка на женщину.

Единственная страна, реализующая политику стимулирования рождаемости и при этом достигшая значимого результата — Франция, где на протяжении последних лет рождаемость увеличивалась, достигнув в 2010 г. одного из самых высоких значений в Европе — 2,0.

Для повышения рождаемости страны Европы используют различные меры экономической поддержки семей с детьми, включающие разнообразные пособия, налоговые льготы и вычеты, меры жилищной политики, развитие инфраструктуры социального обслуживания семьи и детей и т.д. Смещение активности в применении тех или иных мер определяет особенности национальной системы мер экономической поддержки семей. При этом ее гармоничность, согласованность отдельных мер между собой, а также объем финансовых ресурсов, направляемых на поддержку семей, определяют ее (системы) эффективность в деле стимулирования рождаемости.

В Европе можно условно выделить три кластера стран: страны с малыми расходами на поддержку семей и низкой рождаемостью; страны с высоким уровнем расходов на поддержку семей и высокой рождаемостью; страны с высоким уровнем расходов на поддержку семей и низкой рождаемостью.

В первую группу стран входят страны Южной и Восточной Европы, страны Прибалтики. Для них характерно ограничение объема средств на поддержку семьи до 1,9 % от валового внутреннего продукта (ВВП) и невысокий уровень рождаемости (от 1,25 до 1,6). Гораздо более высокие объемы ресурсов эти страны концентрируют на политике преодоления бедности населения.

Помимо невысокого уровня расходов на поддержку семьей, для этих стран характерны низкие расходы на уход за детьми и дошкольное воспитание. Эти страны, как правило, направляют средства на развитие либо сферы ухода за маленькими детьми, либо сферы воспитания детей старшего дошкольного возраста. Например, Болгария, Румыния, Латвия, Литва, Мальта, Словения, Португалия, Эстония и Польша не имеют государственных расходов, связанных с уходом и присмотром за детьми младшего возраста, финансируя лишь сеть учреждений образования для детей старшего дошкольного возраста. В результате охват детей, в особенности детей младшего дошкольного возраста, дошкольным воспитанием крайне низок. Например, в Польше только 8 % детей в возрасте до 3 лет охвачены профессиональным уходом и дошкольным воспитанием, в Мальте — 7 % детей, в Румынии и Литве — 14 % детей, в Болгарии 15 % детей, в Латвии — 16 % детей, в Эстонии — 17 %.

Таким образом, в данных странах не наблюдается развитость преемственности ухода, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода их взросления, что создает барьеры для совмещения родительских функций и занятости. Именно здесь отмечается наибольший разрыв между уровнем занятости среди всех женщин и уровнем занятости среди женщин с детьми. Ограничение возможности материнской занятости означает снижение дохода семей с детьми, который не может быть компенсирован незначительными для семей размерами пособий. В целом это делает семьи крайне зависимыми от государственной материальной поддержки. Такая ситуация снижает привлекательность рождения детей в семьях, в особенности детей высоких очередностей.

Вторую группу составляют такие страны, как Исландия, Ирландия, Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция, Бельгия, Франция, Великобритания, Нидерланды. Они направляют большой объем ресурсов на поддержку семей с детьми (от 2 до 3,7 % ВВП) и достигают более высоких показателей рождаемости (1,7-2,1 ребенка на женщину).

Эта группа стран, реализуя семейную политику, использует более широкий спектр мер экономической поддержки семей. В целом, отличительными чертами семейной политики этих стран является ее направленность на предоставление семьям благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности родителей с воспитанием детей; на компенсацию семьям затрат или части затрат, связанных с рождением и воспитанием ребенка; распределение семейных обязанностей по уходу за детьми, их содержанию и воспитанию между родителями; поощрение активности родителей и социально ответственного ро-дительства; осуществление семьями выбора между самостоятельным уходом за ребенком и использованием услуг квалифицированных специалистов.

В результате реализации таких мер родители активны в трудовой деятельности, что поддерживает приемлемый уровень доходов. Удельный вес занятых женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет, довольно высок. Например, в Нидерландах, Швеции, Дании он превышает 70 % (для сравнения, в Словакии он составляет 22 %, в Эстонии — 27 %, в Болгарии — 41 %, в Польше — 48 %). Соответственно, высок и охват детей дошкольным воспитанием. Например, в Дании 66 % детей в возрасте до 3 лет охвачены профессиональным уходом и 92 % детей в возрасте от 3 до 6 лет — дошкольным воспитанием, в Норвегии — 51 % и 95 % соответственно, в Бельгии — 48 % и 99 %, в Швеции — 47 % и 91 %, во Франции — 42 % и 99,9 % детей соответствующего возраста.

Собственные доходы семьи дополняются существенной денежной помощью со стороны государства. Кроме того, уровень доходов семей повышается за счет налоговых льгот и вычетов, распространяемых на семьи, воспитывающие детей. В результате уровень детской бедности в этих странах наиболее низкий по сравнению с другими европейскими государствами. Так, если в странах Южной и Восточной Европы, а также в странах Прибалтики масштабы детской бедности высоки: 16-17 % — в Италии, Испании и Литве, 19 % — в Латвии и Португалии, 21 % — в Болгарии, 26 % — в Румынии, то во Франции, Швеции, Дании, Бельгии, Норвегии, Исландии, Финляндии, Нидерландах этот показатель находится в пределах от 5 до 10 %.

Необходимость комплексного подхода к построению системы мер экономической поддержки семей с детьми подтверждается примером тех стран, где проблемы детской бедности и низкого уровня рождаемости остаются актуальными. Это страны третьей группы: Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Люксембург. Доля расходов на поддержку семей в ВВП этих стран находится в пределах от 2,5 % в Чехии до 3,3 % в Венгрии. Особенностью этих стран в сравнении со странами, высокие расходы которых на поддержку семей сопровождаются высокими показателями рождаемости, заключается в крайне низких расходах на развитие сферы услуг для детей и семей с детьми. Доля расходов, направляемых на эти цели, составляет 0,45 % ВВП в Австрии, 0,47 % -в Люксембурге, 0,5 % — в Чехии, 0,75 % — в Германии, 1,1 % — в Венгрии (во Франции, для сравнения, доля этих расходов составляет 1,7 % ВВП, в Швеции — 1,9 %, в Дании — 1,8 %, в Норвегии — 1,5 %).

Охват детей-дошкольников квалифицированным уходом в этих странах крайне низок, он составляет только 2,2 % детей в возрасте до 3 лет в Чехии, 8,8 % — в Венгрии, 12,1 % — в Австрии, 17,8 % — в Германии. Только в Люксембурге он достигает более высокого значения — 39 %. Однако именно в этой стране появление ребенка существенно снижает уровень материальной обеспеченности семьи. Так, детская бедность составляет 11 %, с середины 1990-х гг. она возросла практически в 2 раза. Поэтому финансовые средства, направляемые на поддержку семьи, скорее являются инструментом снижения бедности, чем стимулом для рождения детей.

Более подробное изучение особенностей систем экономической поддержки семей с детьми в странах, которые достигли наибольших показателей в повышении рождаемости (страны второй группы), свидетельствует о разнообразии используемых ими инструментов экономической поддержки семей с детьми. В этих странах, среди национальных моделей систем экономического стимулирования рождаемости, выделяются две наиболее эффективные:

  • система экономической поддержки семей с детьми, основанная на принципах повышения трудовой активности родителей и успешного совмещения ими занятости и исполнения семейных обязанностей;
  • система экономической поддержки семей с детьми, основным инструментом которой являются пособия и выплаты, дифференцированные в зависимости от количества детей.

Наиболее ярко первая модель представлена в скандинавских странах и Дании. При этом основная идея, положенная в основу данной модели, — идея гендерного равенства, предполагающая равное распределение обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию между родителями и равные возможности их занятости. Страны не предпринимают активных мер, напрямую направленных на стимулирование рождаемости, и не позиционируют семейную политику как пронаталистскую. Вместе с тем сложившиеся национальные системы экономической поддержки семей наилучшим образом позволяют им реализовать свои репродуктивные установки.

Системы экономической поддержки семей с детьми в этих странах основаны на сочетании двух элементов: программы поддержки сети субсидируемых государством дошкольных учреждений; программы по сокращению издержек семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка, рассчитанные на всеобщий охват (денежные выплаты семьям в период беременности и ухода за детьми).

Особенностью рассматриваемых стран является законодательно закрепленное право детей на дневной уход в местных муниципальных дошкольных учреждениях. Например, в Финляндии в детские учреждения принимают детей с 10-месячного возраста. Всеобщий охват детей дошкольного возраста услугами по уходу, воспитанию и обучению позволяет осуществлять широкая сеть государственных учреждений, что создает родителям благоприятные условия для продолжения трудовой деятельности и совмещения ее с выполнением семейных обязанностей.

Денежные выплаты включают в себя оплату материнского отпуска в связи с беременностью и родами, отцовского отпуска в связи с рождением ребенка, родительского отпуска (отпуска по уходу за ребенком младшего возраста), детские пособия, а также пособия по уходу за ребенком на дому.

Материнский отпуск в рассматриваемых странах непродолжительный, по его окончании (иногда и во время него) возникает право на предоставление родительского отпуска, возможность использования которого предусмотрена для каждого из родителей. Особенностью данной модели поддержки семей является привлечение обоих родителей к уходу за детьми младшего возраста путем предоставления отцовского отпуска в связи с рождением ребенка (в Дании, Финляндии, Швеции), предоставления права одновременного использования родительского отпуска двумя родителями (например, в Норвегии), квотирования части родительского отпуска, обязательной для использования каждым из родителей (Норвегия и Швеция).

Размеры оплаты отпусков в рассматриваемых странах различны и напрямую зависят от заработной платы родителей. Доля замещения временно утраченного заработка варьируется в зависимости от величины дохода (в Финляндии), от типа предоставляемого отпуска (Швеция, Финляндия), от продолжительности отпуска (в Норвегии). В рассматриваемых странах применяются гибкие системы отпусков, позволяющие распределять нагрузку по уходу за детьми между родителями, а также разделять родительский отпуск на части до достижения ребенком определенного возраста и комбинировать, таким образом, занятость и родительские обязательства. При этом размеры пособий позволяют обеспечить приемлемый уровень жизни семьи в период ухода за ребенком.

Детские пособия, в отличие от оплаты родительского отпуска, в рассматриваемых странах выплачиваются на каждого ребенка и не зависят от доходов семьи. Финансирование детских пособий осуществляется из средств государственного бюджета (налоговых отчислений). Таким образом, осуществляется регулирование доходов семей и выравнивание доходов семей с детьми и бездетных. Детские пособия выступают основным инструментом компенсации семьям их расходов, связанных с содержанием детей.

В рассматриваемых странах не получили распространения длительные отпуска по уходу за детьми, предоставляемые в связи с ограничением занятости родителя либо полным прекращением им трудовой деятельности. Вместе с тем широкое распространение получили пособия, компенсирующие семьям расходы, связанные с постоянным пребыванием детей, не посещающих дошкольные учреждения, в доме родителей. Такие пособия выплачиваются в Дании, Финляндии и Норвегии.

Вторая успешная модель системы экономической поддержки семей с детьми, основным инструментом которой являются пособия и выплаты семьям с детьми, дифференцированные в зависимости от числа детей, наилучшим образом представлена во Франции.

Францию относят к одной из стран Европы, где ранее других социальная политика приобрела пронаталистский характер. Продолжительный характер и последовательная поэтапная интенсификация государственной политики, направленной на повышение рождаемости, обеспечили Франции сохранение длительных положительных тенденций рождаемости.

Основными формами экономической поддержки семей с детьми во Франции являются программа по поддержке и повышению доходов семей, воспитывающих детей (разветвленная система семейных пособий), а также программа создания и поддержания инфраструктуры по уходу за детьми.

Система семейных пособий включает в себя оплату материнского и отцовского отпуска, пособие по приему малышей (в пособии объединены несколько видов пособий, связанных с рождением (усыновлением) и уходом за детьми), семейное пособие и надбавки к нему, школьное пособие, пособие по поддержке неполной семьи.

Отличительной особенностью французской системы пособий является ее адресный характер (предоставление материальной помощи наименее обеспеченным семьям), а также дифференциация их размера в зависимости от числа детей в семье. Приоритетом прона-талистской политики во Франции в настоящее время являются семьи с двумя и более детьми, поэтому ряд пособий предусмотрен только для этих семей. С целью стимулирования рождения детей в семьях со средним уровнем доходов и высокодоходных семьях, действует ряд мер по их экономической поддержке. Основной из них является семейная квота — льгота по подоходному налогу.

Следует отметить, что существующая в настоящее время во Франции система мер экономической поддержки семей с детьми стала результатом ее длительной эволюции. К числу последних ее реформ относятся изменения размеров и условий выплаты пособий в 2004 г., когда акцент в проводимой поли-тике сместился с поддержки исключительно третьего ребенка на поддержку семей с одним и тремя детьми, а также в 2008 г., когда уклон сменился в сторону второго и третьего ребенка в семье. В результате этих двух реформ были усилены также следующие меры: расширен спектр помощи на содержание ребенка, акцент в развитии услуг по уходу за детьми был сделан на частные способы, а не на содержание детей в государственных дошкольных учреждениях. Этим правительство стремилось повысить уровень занятости среди женщин, предоставить родителям большую свободу выбора способов ухода за детьми, а также повысить статус профессиональных нянь.

В настоящее время во Франции функционируют различные типы государственных и частных учреждений для содержания детей: коллективные, семейные, родительские ясли, детские площадки, детские сады. Помимо услуг различных детских учреждений родители могут воспользоваться услугами няни на дому, в доме няни, либо осуществлять самостоятельный уход за ребенком.

Таким образом, Франция, как и рассмотренные выше скандинавские страны и Дания, применяет широкий спектр инструментов экономической поддержки семей с детьми. Если отдельные меры и инструменты французской системы нередко подвергаются критике, например, отсутствие родительского отпуска или предоставление пособий только семьям с низкими доходами, то вся система в целом охватывает различные типы семей с разным уровнем доходов и оценивается положительно. Ориентация при этом на усиленную экономическую поддержку семей с двумя и более детьми придает всей системе мер пронаталистский характер.

Анализ зарубежных стратегий экономической поддержки семей с детьми позволяет сделать вывод о том, что европейская практика показывает разнообразие применяемых странами мер и механизмов их реализации. В равной степени эффективными являются: модель, основанная на принципах повышения трудовой активности родителей и успешного совмещения их занятости и семейных обязанностей (скандинавские страны и Дания), и модель, основным инструментом которой выступает разветвленная система пособий семьям с детьми (Франция).

Общей характеристикой данных моделей является их направленность на системную и последовательную реализацию долгосрочных целей. Каждая из моделей предусматривает постепенное совершенствование системы мер экономической поддержки семей с детьми в направлении формирования благоприятных условий для совмещения родительства и трудовой деятельности, а также обеспечения гендерного равенства в вопросах воспитания детей.

Страны, характеризующиеся высокими показателями рождаемости, не применяют активных пронаталистских мер, как например, материнский капитал в Российской Федерации, а постепенно совершенствуют всю систему мер экономической поддержки семей.

Вовлечение обоих родителей в процесс ухода за детьми и их воспитание является отличительной чертой стран, характеризующихся высокими показателями рождаемости. При этом разные страны применяют разные механизмы: непродолжительный оплачиваемый отцовский отпуск, квотирование части отпуска по уходу за ребенком для каждого из родителей,  предоставление гендернонейтрального родительного отпуска. Подобные механизмы могут быть применены в Республике Беларусь с целью вовлечения отцов в процесс ухода за детьми, а также с целью достижения в стране гендерного равенства в сфере воспитания детей.

В рассмотренных моделях систем экономической поддержки семей с детьми не практикуются продолжительные отпуска по уходу за ребенком. Сокращение периода их оплаты позволяют существенно увеличивать размеры соответствующих пособий и максимально поддерживать уровень жизни семей во время ухода за детьми младшего возраста. Эта идея после глубокой проработки также может быть применена при совершенствовании системы мер экономической поддержки семей с детьми в Республике Беларусь.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *