Эволюция типов экономического роста

Экономический рост — процесс долговременной эволюции, проявляющийся в росте обобщающих показателей макроэкономики и в трансформации структур общества. Такими обобщающими показателями являются ВВП, уровень дохода на душу населения, национальный доход и др. История человеческого общества позволяет говорить о типах экономического роста. Здесь можно назвать критерии и провести классификацию.

Если в качестве критерия обозначить способ наращивания объемов производства, то можно выделить экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. Так, количественное увеличение факторов производства при сохранении их прежней технической основы приводит к экстенсивному типу экономического роста. Напротив, интенсивный тип экономического роста наблюдается, если увеличение объемов производства и улучшение качества производимой продукции достигается прежним количеством применяемых факторов производства и даже меньшим, но за счет более эффективного их использования, внедрения новой техники и технологии, экономии ресурсов, слаженности работы коллектива, и самое важное в современном обществе, — за счет более эффективного использования человеческого капитала.

Если отталкиваться от движущих сил прогресса: природной, технической и научной, то можно вести речь об аграрно-техническом, индустриальном и информационно-технологическом типах экономического роста. Этот вариант классификации базируется на теории постиндустриального общества, популярной у обществоведов Запада с 60-х гг. XX в. Согласно этой теории развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество), отличающихся по основным факторам производства, ведущим сферам экономики и главенствующим социальным группам.

Каждый из трех типов был характерен только для соответствующего способа производства, служил основой экономических (производственных) отношений и одновременно являлся их порождением. Для доиндустриального общества характерен доиндустриальный (традиционный) способ производства и аграрно-технический тип экономического роста, для индустриального — индустриально-промышленный способ производства и индустриальный тип экономического роста, для постиндустриального — информационно-технологический способ производства и такой же тип экономического роста. Несмотря на различия в классификации типов экономического роста, между ними существует тесная взаимосвязь.

Отделение ремесла от земледелия и скотоводства постепенно создавало предпосылки складывания индустриального типа экономического роста. Особую роль здесь сыграл процесс урбанизации, начавшийся с X в. и одновременно сопровождавшийся ростом торговли и становлением нового класса торговцев. «Купец, третий участник, давно уже, самое малое с XIII в., появился в Англии между деревней и городом, особенно — в хлебной торговле.

Мало-помалу протягивались посреднические цепочки между производителем и крупным купцом, с одной стороны, и между купцом и розничными торговцами — с другой». Купцы очень рано обнаружили большую выгодность новых продуктов, нравящихся покупателям и не имеющих аналогов. Привозимые ими заморские товары продавались по высоким ценам и приносили огромные доходы. Тот, кто первым начинал продавать новые импортные товары, быстро богател.

Когда, немного позднее, предприимчивые ремесленники, уходя от гильдейских ограничений, начали заводить относительно небольшие мастерские или мануфактуры вне пределов юрисдикции гильдий, они дополнили купеческую формулу «успех приходит к первому» поиском методов производства с низкими издержками. Таким образом, купцы стремились к инновациям и подавали пример всем остальным участникам рынка.

Начавшийся рост городов способствовал развитию ремесел, увеличению торговли, выделению класса купцов и становлению товарно-денежных отношений, с одной стороны, совершенствованию военной технологии и разрушению союза короля и вассалов, а также появлению регулярной армии — с другой. Все это привело сначала к монетизации сельского хозяйства, а затем к отмене крепостного права.

Великие географические открытия положили начало масштабному захвату европейцами материков, полуостровов и островов в Тихом, Атлантическом, Индийском океанах. Эти земли становились колониями и находились в подчиненном положении своей метрополии.

С приобретением колоний Западная Европа получила мощный импульс развития. На смену гильдиям с низкой производительностью труда и высокими издержками производства, которые не могли удовлетворить сильно возросший спрос, пришла мануфактура с новым способом производства, основанным на внутреннем разделении труда, что значительно увеличивало его производительность и удешевляло изготовление продукта благодаря новой технологии производства.

Выгоды подобного способа производства подробно описаны А. Смитом в его знаменитом трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов», в это время мануфактура получила повсеместное распространение. Мануфактурное производство позволило увеличить производительность труда и снизить издержки производства, что сделало стоимость продукта более низкой, а продукт более доступным для средних и бедных слоев населения. Оно дало возможность работающему оттачивать мастерство выполнения отдельной операции, приобретать навык и доводить умение до автоматизма, что это в свою очередь стало источником экономии рабочего времени и увеличения свободного.

Последнее обстоятельство явилось стимулом для отдельных ремесленников, обладавших творческим мышлением, изобретать механические устройства, заменявшие их на производстве и освобождавшие от физического труда. Но поскольку подобные изобретения не опирались на научные знания и не имели массового характера, тип экономического роста по-прежнему оставался аграрно-техническим, а изменения происходили, хотя несколько быстрее, чем в предыдущие столетия, но все еще очень медленно.

Именно в эту эпоху — эпоху первоначального накопления капитала и становления капитализма — зарождались различия общепризнанных в экономической литературе экстенсивного и интенсивного типов экономического роста. Техническим и экономическим рубежом их самостоятельного развития оказалась промышленная революция, основу которой составила появившаяся возможность производить технические орудия труда и агрегаты с помощью машинной техники. Промышленная революция (industrial revolution) — это революционные изменения в орудиях и в организации производства, которые привели к переходу от доиндустриального к индустриальному обществу.

Промышленная революция началась в Англии в середине XVIII в. и стала событием, впоследствии знаменовавшим наступление индустриального типа экономического роста. Первым ее шагом было изобретение ткачом и плотником Дж. Харгривсом в 1765 г. механической прялки «Дженни». Но если эта машина увеличивала производительность труда прядильщика примерно в 20 раз, то менее чем через два десятилетия Э. Картрайт создал ткацкий станок, который повышал производительность труда ткачей уже в 40 раз. После этих изобретений текстильная промышленность Англии поставила себя вне конкуренции, снабжая дешевыми тканями все страны мира, разоряя иностранных конкурентов в этой отрасли.

Столь сильный экономический эффект от внедрения машин в производство стал привлекать внимание разбогатевших купцов и промышленников, стремящихся к еще большему обогащению. Они охотно финансировали изобретения, чем активно содействовали дальнейшему прогрессу. Следующим этапом промышленной революции в Англии стало изобретение парового двигателя (1775 г.). Массовому производству этих двигателей способствовало одновременное изобретение токарного станка. Вслед за этим началась транспортная революция, в ходе которой появились пароход и паровоз (1802-1803 гг.).

Повсеместное распространение машин открыло эпоху бурного технического развития стран Западной Европы: сначала Англии, затем Франции, чуть позже — США и Германии, затем скандинавских стран и Японии. Таким образом, к середине XIX ст. окончательно оформился переход от доиндустриальной к новой стадии развития общества — индустриальной. Основным фактором производства стал промышленный капитал, а ведущей сферой экономики оказалась промышленность, отодвинув сельское хозяйство на второй план. На социальную арену вышли крупные фабриканты, банкиры, биржевые дельцы и земельные собственники, оттеснив в большинстве обедневшую аристократию.

У подножия социальной лестницы оказались разорившиеся мелкие мануфактуристы, ремесленники и крестьяне. Постепенно сформировались два новых, противостоящих класса: место крепостных крестьян заняли наемные рабочие (пролетариат), а феодальную аристократию сменили собственники капитала (буржуазия). В интересах первых было увеличение заработной платы и улучшение условий труда, вторые всячески старались уменьшить оплату и сэкономить на условиях труда, поскольку стремились к получению максимума прибыли. Вопрос о справедливой заработной плате становился актуальным еще и потому, что сам процесс труда приобретал двойственный характер.

С одной стороны, обязанностью простого рабочего было обслуживание станка, за которым он работал, или выполнение им однообразных рутинных операций за конвейером, что не требовало специальной подготовки или высокого уровня образования и подразумевало низкую заработную плату, с чем не хотели мириться наемные рабочие. С другой стороны, новые социально-экономические условия, связанные с ужесточением конкуренции и необходимостью постоянно находить новые решения и максимизировать прибыль — единственный мощный стимул ведения хозяйственной деятельности — превращали труд управляющего в сложный творческий процесс, требовавший соответствующего уровня профессиональной подготовки и подразумевавшего достойную оплату. Но если управляющие зарабатывали свою заработную плату, то собственники промышленного капитала и земли получали высокие доходы только лишь от юридически закрепленного за ними права собственности.

Концентрация капитала, высокий уровень образования и дохода у одних и полное отсутствие всех этих составляющих у других, стали причиной обострения социальных противоречий между буржуазией и пролетариатом. В некоторых странах эти противоречия были разрешены революционным путем, когда один класс уничтожал другой. Наиболее ярким примером в этом плане среди западных стран является Франция, известная тремя революциями конца XVIII-первой половины XIX в. Классовое противостояние в других странах Западной Европы, например в Англии, пройдя свой критический рубеж, стало постепенно ослабевать. Связано это было с дальнейшим развитием техники и технологий, потребовавших повсеместного распространения образования, а также с продолжавшимся общим повышением благосостояния населения.

Становление индустриальной стадии развития западноевропейского общества сопровождалось появлением нового типа экономического роста. Он являлся интенсивным, поскольку увеличение объемов производства происходило за счет более эффективного использования имеющихся факторов производства при сохранении прежнего или даже меньшего их количества. Но в то же время его можно назвать индустриальным, потому что, во-первых, экономический рост обеспечивался за счет автоматизации производства, повсеместного внедрения машин, станков и другого оборудования, во-вторых, технический прогресс стал новым двигателем общественного прогресса, оттеснив на второй план природную составляющую, в-третьих, на смену ресурсному обеспечению процесса производства и создания материальных благ и услуг пришло факторное обеспечение производства техническими средствами труда.

К концу XIX — нач. XX ст. произошла вторая промышленная революция, положившая начало «эре электричества». В это время были изобретены паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, телефон, граммофон и много другое. Однако эту революцию совершили все еще малообразованные «талантливые механики», как называл их Д. Бэлл, чаще всего не опиравшиеся в своих открытиях на теоретические разработки ученых того времени. Они работали отдельно друг от друга.

Первые, используя богатый практический опыт своих предшественников, изобретали продукт, не заботясь о теоретическом обосновании своего творения.

Вторые исследовали теоретическую сторону природных явлений и процессов, зачастую не пытаясь найти ей применение на практике. Для следующего технического «прорыва» оставалось только объединить их усилия и направить в общее русло.

Но прежде обществу надо было сделать еще несколько шагов. И они были сделаны за сравнительно короткий промежуток времени. Постепенно специализация производства в технике начала заменяться технологическими системами, автоматизированными блоками, автоматическими регуляторами и контролирующими устройствами, что потребовало повышения уровня образования не только управленческого персонала, но и рядовых рабочих.

Это стало причиной развития сферы образования и науки и привело к дальнейшему общему повышению уровня образования. Наука, отделившись от образования, стала отдельной отраслью народного хозяйства. Появилась всеми признанная профессия ученого, человека, который целенаправленно работал над созданием нового знания.

К середине XX в. накопленной теоретической и практической базы знаний оказалось достаточно для осуществления научно-технической революции, знаменовавшей наступление «эры компьютерных технологий». Создание компьютерной техники и ее повсеместное распространение было первым шагом на пути к информационно-технологическому способу производства, ставшему основой информационно-технологического типа экономического роста.

В качестве основных движущих сил этого способа производства выступили:

  1. создание и внедрение в производство новых технологий, гораздо более сложных, чем существовавшие ранее, не ограниченных временными и субъективными факторами, и потому позволявших резко повысить производительность труда;
  2. появление информационной системы и всемирной сети Интернет;
  3. приобретение особой роли знаний людей в производстве и общественной жизни, которые с помощью информационных технологий получили возможность очень быстро распространяться и развиваться.

 

Таким образом, основой информационно-технологического способа производства стала «новая экономика», или «экономика знаний», в которой процесс развития техники и технологий сопровождался одновременным прогрессом в сфере науки, превращая последнюю в непосредственную производительную силу общества. Появлялись новые профессии и специальности, совершенствовалась система образования, прогрессировали здравоохранение и культура. Научные знания стали решающим фактором экономического роста, а сфера науки и образования, обеспечивающая их появление, — одним из ключевых источников экономического роста.

Термин «новая экономика» начал употребляться в экономической литературе с середины 90-х гг. XX в. Его использовали для характеристики качественных преобразований, происходивших в развитых странах на рубеже второго и третьего тысячелетий. Слово «новая» означает определенную переходность по отношению к чему-то ранее существовавшему. Этим ранее существовавшим явлением была индустриальная экономика, в которой ведущей сферой производства выступала промышленность, а преобладающими являлись физические элементы и процессы — машины, агрегаты, оборудование, технологии, поточные и автоматические линии.

В «новой экономике» решающее значение в создании общественного продукта начинает играть сфера нематериального производства, главенствующую роль в которой занимает сектор информационных услуг, основанных на компьютерных технологиях. Наука из производственных лабораторий преобразуется в мощный сектор народного хозяйства, и с конца 90-х гг. XX в. знания уже определяют характер всего общественного производства. «Новая экономика» охватывает наиболее развитые страны и начинает заявлять о себе схожими признаками, которые заключаются в следующем:

  • — наука и знания не изолированы от производства, а организуются и направляются им, что устраняет всякие барьеры на пути внедрения научных достижений в производство, способствует снижению издержек и стоимости производимых благ и услуг;
  • — экономический рост в «новой экономике» обеспечивается за счет применения новых технологий и использования информационной базы данных, а не за счет ввода в действие новых производственных мощностей;
  • — «новая экономика» имеет ориентацию на производство каждый раз нового продукта, благодаря чему сокращается жизненный цикл производимой продукции, а значит, и сроки амортизации оборудования и обновления капитала, поэтому научно-технический прогресс в «новой экономике» развивается значительно более быстрыми темпами, чем в индустриальном производстве;
  • -ускоренными темпами прогрессирует сетевая связь между секторами экономики, что упрощает и делает эффективными экономические связи между отраслями народного хозяйства, между фирмами и государством.

Становление и развитие «новой экономики» отражается на характере и содержании труда специалистов всех уровней управления: от простого рабочего до высококвалифицированного специалиста. Новое время диктует новые правила. Компьютеризация производства требует от рабочего наличия как минимум среднего специального образования, а от управленца — обязательного высшего образования. При этом, чем большим набором сопутствующих знаний и умений будет обладать такой специалист, тем выше будет оцениваться его труд в денежном эквиваленте.

Современный высококвалифицированный специалист, работающий в сфере высоких технологий, успешно продвигаться по карьерной лестнице сможет только в том случае, если, помимо образования, будет обладать умением обрабатывать большие объемы информации; способностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; умением извлекать из процесса работы знания, повышающие его профессионализм. Подобный работник для любой высокотехнологичной компании становится обладателем уникального человеческого капитала. Потеря такого сотрудника наносит предприятию существенный ущерб, потому что его знания и способности невозможно моментально эквивалентно заменить, а в некоторых случаях — и позже. Человек в компании XXI в. снова становится главным звеном производственной деятельности.

Он использует технику как средство достижения своих целей и целей фирмы. Это представитель новой социальной прослойки — «интеллектуального» класса, который составляют высококвалифицированные специалисты различных специальностей, например, менеджеры, программисты, экономисты, юристы, врачи, преподаватели, психологи, ученые, и другие представители творческих профессий, оперирующие в своей деятельности исключительно научными знаниями.

Закономерно предположить, что внизу социальной иерархии окажутся низкоквалифицированные рабочие или неквалифицированные «чернорабочие», которые из-за отсутствия у них должного уровня образования окажутся вне доступа к социальным благам и не смогут пользоваться в полной мере достижениями общественного прогресса. Их уделом станет прожиточный минимум. Для них будет закрыт доступ к сфере компьютерных технологий и высоких заработков.

Новое постиндустриальное общество, возможно, поставит людей в еще более жесткие рамки социальной иерархии, нежели все предыдущие стадии развития, потому что попасть из низшего класса в высший возможно будет только благодаря наличию знаний и способностей к обучению, а это приобретается с детства и начинается в семье. Зная об этом и учитывая то, что человеческие знания становятся двигателем общественного прогресса, государство в «новой экономике» все усилия должно направить на поддержание и развитие такого института, как семья.

В обществе формируются новые традиции, согласно которым престижно и выгодно иметь высокий уровень развития интеллекта, культуры и образования. Понимание жизненной необходимости обладания этими приобретенными качествами культивируется на уровне семьи и передается по наследству. Сегодня, пожалуй, нет ни одного человека в цивилизованном обществе, который отрицал бы необходимость обучения детей в школе. Хотя совсем недавно, несколько столетий назад, это была привилегия состоятельных сословий. Более того, большая часть необразованных людей не видела в школьном обучении никакого смысла.

Эволюция типов экономического роста происходила на протяжении всей истории человечества в различные по длительности и насыщенности событиями периоды. Наибольший временной отрезок исторического пути принадлежит доиндустриальной стадии развития общества, для которой был характерен аграрно-технический или традиционный типы экономического роста. С наступлением первой промышленной революции человечество буквально «сорвалось с места». Открытия следовали за открытиями, изобретения — за изобретениями, закладывая основу для следующих технических революций.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *