Малый, средний и крупный бизнес: поддержка и развитие
МАЛЫЙ БИЗНЕС
Что касается малого бизнеса, то он, как и крупный бизнес, взаимодействуют с другими партнерами чаще всего в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих. С крупными фирмами довольно часто сотрудничают при производстве и дистрибьюции продукции, таможенном оформлении и сертификации, разработке новых видов продукции и проектной, технической или иной документации. Сравнительно редко малые промышленные предприятия прибегают к услугам крупных организаций в сфере логистики, маркетинговых исследований и рекламы, обслуживания технологического оборудования и управления персоналом. Эти услуги, наряду с обслуживанием информационной системы, ремонтом зданий, помещений, консалтингом по управлению и принятию решений, бухгалтерскими и юридическими услугами, выполняются чаще специализированными малыми или средними фирмами, для которых предоставление этих услуг является основным видом экономической деятельности.
С малым бизнесом взаимодействие происходит, прежде всего, в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих. Более трети респондентов контактируют с малыми предприятиями в сфере дистрибьюции продукции, маркетинговых исследований и рекламы, обслуживания информационной системы, ремонта зданий, логистики. Менее пятой части крупных предприятий-респондентов (крупного бизнеса) отмечают наличие экономических отношений с малым бизнесом в сфере обслуживания технологического оборудования, таможенного оформления и сертификации, управления персоналом и разработки новых видов продукции, а также проектной, технической или другой документации. В целом, респонденты сравнительно редко сотрудничают с малыми фирмами в сфере консультирования по управлению и принятию решений, юридических и бухгалтерских услуг, уборки помещений и других бизнес-процессов.
Другими словами, малый бизнес более привлекателен для крупного по сравнению с предприятиями другого размера на стадии реализации продукции (в дистрибьюции, логистике, маркетинговых исследованиях и рекламе), а также в обслуживании информационной системы, консалтинге и бухгалтерских услугах.
СРЕДНИЙ БИЗНЕС
Со средним бизнесом большинство крупных предприятий-респондентов также отмечают взаимодействие в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих. Более трети респондентов указывают на сотрудничество в дистрибьюции продукции, таможенном оформлении и сертификации, ремонте зданий, помещений, маркетинговых исследованиях и рекламе, производстве продукции и обслуживании информационной системы. Более пятой части респондентов взаимодействуют со средними предприятиями в сфере обслуживания оборудования и управления персоналом, разработки продукции и документации, логистики. Также, как и в ситуации с малыми фирмами, средние привлекаются не часто в юридических услугах, консалтинге, бухгалтерских услугах и уборке помещений, территории.
Среднему бизнесу предпочтение отдается в сфере дистрибьюции продукции (наряду с малыми), таможенного оформления и сертификации, производства продукции, обслуживания технологического оборудования (исключая гарантийное), управления персоналом, юридических услуг, ремонта зданий, уборки помещений и территории.
Крупные предприятия взаимодействуют друг с другом также по большей части в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих. Более трети респондентов отметили таможенное оформление и сертификацию продукции, более пятой части — производство, разработку продукции и документации, логистику. Еще меньше респондентов указали сферу маркетинговых исследований и рекламы, управления персоналом, обслуживания информационной системы, ремонта зданий, консалтинга, юридических и бухгалтерских услуг и уборки помещений, территории.
С равными по размеру субъектами хозяйствования крупные предприятия-респонденты чаще, чем с партнерами другого размера, строят взаимоотношения в закупке сырья, материалов, комплектующих, а также в разработке продукции и документации, где интенсивно привлекается средний бизнес.
На решение вопроса в пользу использования услуг сторонних организаций влияет множество факторов, среди которых большинство респондентов указывают на отсутствие специалистов необходимого профиля или квалификации. Более того, главным фактором привлечения услуг со стороны становится экономия затрат, если оказывается дороже организовать или содержать собственное подразделение в сравнении с покупкой услуг, например, в логистике, транспортировке и хранении грузов, где требуется наличие машин, оборудования, складов, которые необходимо обслуживать.
В то же время препятствия к развитию взаимодействия субъектов хозяйствования отличны от тех, которые отмечаются зарубежными компаниями в практике межфирменного сотрудничества. В Европе основными барьерами являются стремление субъектов хозяйствования к независимости, опасность принять неверное инвестиционное решение, отсутствие подходящих партнеров и причины административного характера.
Основной причиной недостаточно интенсивного развития взаимодействия среднего бизнеса с малым и крупным является традиционно сложившаяся практика выполнения отдельных бизнес-процессов собственными силами в связи с предполагаемыми меньшими издержками, чем у сторонних подрядчиков, либо в связи с наличием собственных специалистов со знанием специфики работы предприятия. В обследовании деловых услуг для Всемирного банка выявлено, что большинство респондентов предпочитает выполнять только собственными силами, например, юридические, бухгалтерские услуги и разработку новых видов продукции — 52, 69 и 56% соответственно, а по другим видам услуг большинство респондентов обращается к сторонним организациям лишь «иногда». Причиной выполнения своими силами таких бизнес-процессов, как, например, разработка и сопровождение проектной, технической или иной документации и разработка новых видов продукции, является наличие квалифицированного технического персонала. Это объясняется довольно высоким уровнем инженерного образования в Республике Беларусь, а также традицией создания на крупных предприятиях собственных научно-исследовательских подразделений. Кроме того, на решение о выполнении этих услуг своими силами может влиять риск утечки информации, что указывает на еще одну важную проблему — защиты прав интеллектуальной собственности. Нерешенные вопросы в этой области могут стать серьезным препятствием для активизации межфирменного сотрудничества в сфере НИОКР.
Одним из важных факторов для выполнения бизнес-процессов своими силами выступает инертность руководителей предприятий, что связано с отсутствием реального конкурентного давления на эти предприятия либо недооценкой влияния сотрудничества со специализированными фирмами (с более низкими издержками или более высоким качеством предоставляемых услуг) на эффективность собственной деятельности. Более того, инертность руководителей при принятии решений о кооперации с независимыми субъектами хозяйствования может быть связана с существующей в республике системой льгот (налоговых, выдачи субсидий), которая предоставляется конкретным предприятиям, отталкивается от результатов именно их деятельности и базируется на таких показателях, как добавленная стоимость, удельный вес собственного производства, экспортируемой продукции и т. д.
Взаимодействие крупного и малого бизнеса не представляется возможным регулировать напрямую, поскольку решения о межфирменных отношениях принимаются на уровне хозяйствующих субъектов. Если экономические отношения приносят сторонам взаимную выгоду (большую, чем при их отсутствии), то они будут развиваться. Однако государство может ускорить развитие данных процессов косвенно: через формирование благоприятной экономической среды для создания и функционирования конкурентоспособных, инновационно развитых хозяйствующих субъектов — потенциальных партнеров крупных компаний, путем совершенствования необходимой инфраструктуры, содействия информационным потокам и т. д.
КРУПНЫЙ БИЗНЕС
Наличие крупных промышленных комплексов обусловлено моделью развития экономики в советское время, которая была направлена на укрупнение и концентрацию производительных сил. В последующем, с середины 90-х годов, когда большинство стран проводили радикальные экономические реформы, республика встала на путь осторожной, сдерживающей экономической политики. Это выразилось в консервации имеющихся производств и отношений между предприятиями, отказе от глобальной приватизации и либерализации экономики.
Однако сохранение в неизменном виде модели регулирования экономики, активно задействующей административные рычаги управления, во многом исчерпало себя. В этой ситуации один из возможных вариантов проведения структурных реформ при сохранении основных элементов государственной политики — включение малого и среднего бизнеса в бизнес-процессы крупного бизнеса. Это позволит последним быстрее отвечать на современные вызовы, избежать технологического отставания и потери рынков сбыта своей продукции. Отсюда возникает необходимость развития кооперации и повышения уровня взаимодействия различных хозяйствующих субъектов. В этой связи анализ развития данных процессов в Республике Беларусь имеет важное значение как для предприятий при поиске оптимальных способов ведения бизнеса, так и для государственных органов с целью повышения эффективности проводимой экономической политики.
Затрагиваемая проблема межфирменных отношений является еще недостаточно изученной как в Республике Беларусь и Российской Федерации, так и в зарубежных странах. В Европе, например, интерес к данному вопросу на государственном уровне стал проявляться сравнительно недавно. Впервые исследование взаимодействия хозяйствующих субъектов методом опроса руководителей предприятий было проведено в 2003 г., следующее — в 2007-2008 гг.
Большинство опрошенных предприятий промышленности (более 80%) сосредоточено в четырех отраслях промышленности — машиностроения и металлообработки, пищевой, легкой и деревообрабатывающей. По размеру основную часть респондентов составили крупные и средние субъекты хозяйствования (около 92%).
Не менее важны препятствия информационного характера — недостаток знаний о формах сотрудничества (24% респондентов), о потенциальных партнерах, риск потери контроля над передаваемым процессом (по 16%), риск утечки конфиденциальной информации (11%), а также пробелы в законодательной базе (17%).
В целом, анализ взаимодействия крупного бизнеса со средним и с малым показал, что по большей части в этот процесс вовлечены сторонние (независимые) организации. Такие ответы дали почти 98% крупных промышленных предприятий по каждой из групп партнеров. Зависимые отношения с другими субъектами хозяйствования (дочерними и др.) строились сравнительно небольшой частью крупных предприятий-респондентов (около 16% с малыми и средними организациями и 10% — с крупными главным образом в сфере закупки сырья, материалов, комплектующих, производства и дистрибьюции продукции).
Свежие комментарии