Особенности учета расчетных операций по платному природопользованию
Среди многочисленных проблем социально-экономического развития государства особую актуальность приобрело сохранение благоприятной окружающей среды иприродно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей ныне живущего и будущих поколений людей.
Известно, что наиболее важным компонентом экономического развития национального хозяйства страны является промышленная деятельность. Промышленность как один из главных потребителей энергии и ресурсов вносит «основной вклад» в загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, образование отходов, разрушение природы, т.е. является основной причиной напряженности экосистемы планеты.
Именно первичный и оперативно-технический экологический учет формирует значительный объем экологической информации, которая (до того, как выразится в сумме задолженности по экологическим платежам и найдет отражение на счетах бухгалтерского учета) должна пройти все стадии своего создания: наблюдение, измерение, регистрацию.
Экологический оперативно-технический учет, особенно применительно к направлению природопользования — негативное воздействие на окружающую среду — характеризуется большим количеством измерений, замеров по параметрам, выражающим состояние окружающей среды по бассейнам (земля, воздух, вода, размещение отходов и прочие). Поэтому правомерно этот учет называть параметрическо-экологическим.
Экологическая информация, по мнению автора, должна представляться в двух аспектах: количественно-качественном и затратно-стоимостном.
Первый из них означает, что должны быть определены, измерены данные о количестве, видах освоенных, добытых и используемых природных ресурсов, их воспроизводстве и охране; выявлены конкретные виды загрязняющих веществ, измерены фактические их уровни по выбросам и сбросам, размещению отходов, определены фактические их объемы. Такая информация должна быть достоверна и качественно обобщена предприятием и представлена в виде статистической отчетности в соответствующие контролирующие структуры.
Второй аспект связан со стоимостным выражением задолженности за пользование природными ресурсами. В условиях платности природопользования предприятие должно правильно определять платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды и рассматривать их как затраты по погашению экологических обязательств по возникшим экологическим платежам, которые фиксируются по их видам в соответствующих расчетах (декларациях).
Таким образом, выделение расчетов по платному природопользованию как одного из видов расчетов в системе бухгалтерского учета обусловлено:
- платностью использования природных ресурсов;
- платностью загрязнения окружающей природной среды (в дальнейшем — платность за негативное воздействие на окружающую среду);
- необходимостью определения предприятием затрат по погашению задолженности по данным экологическим платежам.
Порядок начисления и уплаты экологических платежей (платы, налогов, сборов, штрафов, пеней) в части расчетов по платному природопользованию с бюджетом регулируется законодательными актами и нормативными документами в области природопользования и охраны окружающей среды, а также нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению.
В соответствии с инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога за использование природных ресурсов платежи за загрязнение окружающей среды (в том числе сверхнормативные) в бухгалтерском учете следует считать расходами по обычным видам деятельности, связанными с изготовлением и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг).
Что касается налогового учета для целей налогообложения прибыли, то суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Исключение составляют суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ, или, точнее, «за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и сверхнормативное размещение отходов». В сверхнормативные включаются выбросы и сбросы в пределах установленных лимитов или временно согласованных допустимых нормативов, но выходящие за пределы допустимых нормативов, и сверхлимитные выбросы и сбросы.
В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.
Перечисленные расходы (плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, сверхлимитное размещение отходов) согласно налоговому кодексу относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли. Эти расходы составляют постоянную разницу, под которой понимают доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (отчетного и последующего периодов).
Аналитический учет по счету 68 ведется по видам платежей (платы, налоги, сборы, пени, штрафы и.т.д.). В данном случае необходимо выделять аналитические счета в соответствии с перечнем экономических платежей.
Наряду со счетом 68 для учета расчетов по платному природопользованию и платежам за загрязнение окружающей среды используются и другие счета, корреспондирующие с данным счетом.
Это счета по учету затрат:
- 20 «Основное производство»;
- 26 «Общехозяйственные расходы»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- 44 «Расходы на реализацию»;
- 92 «Внереализационные доходы и расходы».
По мнению автора, предприятиям в учетной политике следует отразить такие счета, как: «Отложенные налоговые активы», который может быть открыт в первом разделе типового плана счетов и «Отложенные налоговые обязательства» в разделе «Расчеты».
Таким образом, применительно к экологической деятельности наиболее характерная ситуация необходимости учета отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства может возникнуть при применении разных способов расчета амортизации основных средств природоохранного назначения.
Свежие комментарии