Производственная бизнес-система: оптимизация, поддержание конкурентоспособности, принципы бережливого производства, непрерывность потока производства, ликвидация перепроизводства, устранение потерь
Задача разработки организационно-экономического механизма совершенствования производственной бизнес-системы путем оптимизации производственных процессов становится все более актуальной, по-скольку ее решение обеспечивает обоснованность выбора инновационно-инвестиционной стратегии постоянной модернизации бизнеса и осуществления выбора оптимальных проектных решений в условиях динамичной внешней среды и необходимости поддержания конкурентоспособности предприятия. Одним из инструментов механизма является концепция постоянных усовершенствований «Кайдзен», успешно применяемая зарубежными предприятиями.
С целью совершенствования управления развитием предприятия как целостной саморазвивающейся открытой системы разработан организационно-экономический механизм формирования производственной бизнес-системы (ИБС) и обеспечения ее непрерывного совершенствования путем оптимизации производственных процессов (ИИ) на основе реинжиниринга.
Механизм включает три блока действий:
- первоначальное формирование ИБС с использованием инжиниринга как инструмента идентификации, документирования ИИ, определения уровня качества и степени его зрелости, выраженных количественно;
- осуществление текущего управления ИИ с использованием инструментов поддержания уровня развития (локальные улучшения, совершенствование, модернизация);
- оптимизация ИИ на основе реинжиниринга как инструмент инновационных коренных преобразований и совершенствований, применяемая в условиях признания результатов текущей оптимизации неприемлемыми.
Реализация заложенного в ходе инжиниринга потенциала эффективности 1111 требует осуществлять текущую (локальную) оптимизацию ИИ, т.к. на его оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, не позволяющие получать приемлемый уровень эффективности.
Осуществление текущей оптимизации (локальные улучшения, совершенствование, модернизация) для поддержания уровня развития бизнес-системы соответствует идеи непрерывного эволюционного совершенствования. Так, текущее управление обеспечивает результативность ИИ, т.е. достижение требуемой степени реализации запланированных работ и достижение запланированных результатов. Акцент именно на необходимости постоянной адаптации и оптимизации бизнес-процессов делается в японской парадигме управления «кайдзен».
Кайдзен — не разовая инициатива, а постоянная организационная культура, которая активно нацелена, прежде всего, на процессы улучшений и адаптации. Осуществление изменений в рамках концепции Кайдзен осуществляется в соответствии со следующими правилами:
- использование производственной ячейки или группы (бригады), полностью отвечающей за производство определенного продукта;
Компоненты Кайдзен
Основными компонентами концепции постоянных усовершенствований являются:
- — щадящее, «бережливое» производство LP — lean production (lean manufacturing);
- — борьба с МММ — борьба с MUDA (потери ресурсов), MURA (изменчивость), MYRI (перегрузки в работе персонала и оборудования);
- — система поддержания чистоты и порядка 5S(6S) — CANDO;
- — стратегия прорыва SIX SIGMA -«шесть сигм» — это подход к совершенствованию бизнеса организаций, который основан на стремлении исключить причины появления несоответствий продукции (услуг) и доведении числа дефектов до уровня не более 4 (3,4) несоответствий на миллион изделий (выполненных услуг);
- — защита от непреднамеренных ошибок POKA-YOKE (ИОКА-ЁКЭ) — методы предупреждения ошибок в процессе своих корректирующих действий;
- — всеобщая система эксплуатации оборудования TPM (Total Productive Maintenance);
- — система SMED (Signale Minute Exchange of Die — переналадка/переоснастка оборудования в срок до 10 минут);
- — принцип перенесения человеческого интеллекта в устройства, реагирующие на появление проблем — JIDOKA (ДЗИДОКА);
- — устройства, сигнализирующие о наличии проблем ANDON;
- — информационные технологии (Создание «Электронной нервной системы») и др.
Рассмотрим некоторые из компонентов Кайдзен.
Для устранения 3М необходимо составить карту потока создания ценности в соответствии с траекторией перемещения материала (информации) в ходе процесса и подсчитать время и расстояние — «диаграммой спагетти».
На карте обозначено темным цветом — время, в течение которого создается добавленная ценность, а светлым — время, в течение которого не создается добавленная ценность (потери). Время, в течение которого создается добавленная ценность, составляет незначительную часть суммарного времени. Ири традиционном подходе с целью снижения себестоимости принимаются во внимание только операции, во время которых создается добавленная ценность.
Система 5S — система поддержания чистоты и порядка
Принципы бережливого производства требуют рассматривать поток создания ценности в целом, чтобы устранить операции, не добавляющие ценности. Все начинается с наведения порядка и наглядной демонстрации неудобств, вызванных большими запасами. Для этого необходимо внедрить концепцию 5С (S), чтобы каждый работающий смог понять и прочувствовать необходимость самоорганизации и исключения превышения некоторого разумного минимума.
Таким образом, Кайдзен направлен на улучшения во всех аспектах деятельности организации — от процессов и производственных отношений, связанных с получением материалов и комплектующих от поставщиков (с учетом всех процессов создания добавочной стоимости), до процессов их переработки и способов взаимодействия с системами распределения и конечными покупателями.
Разработан организационно-экономический механизм формирования производственной бизнес-системы и обеспечения ее непрерывного совершенствования путем оптимизации производственных процессов на основе реинжиниринга. Подчеркивается важность обеспечения результативности процесса на этапе функционирования путем текущего (оперативного) управления и адаптации процесса к изменениям условий за счет систематического использования инструментов концепции постоянных усовершенствований Кайдзен. Использование инструментов бережливого производства, устранение действий, не приносящих ценности, перезагрузки машин и персонала, неравномерной временной загрузки с использование карты потока создания ценности, системы поддержания чистоты и порядка позволяют организации получать конкурентные преимущества и экономить ресурсы.
Свежие комментарии