Развитие форм государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве
На современном этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства монополизм тормозит развитие ряда подотраслей. В период трансформации экономики тяжелое финансовое положение, высокие затраты на оказание жилищно-коммунальных услуг, отсутствие экономических стимулов снижения издержек на их оказание, высокая степень износа основных фондов, возрастание потерь энергии, тепла, воды привела их к тяжелому финансовому положению. Для большинства организаций и предприятий этой сферы первоочередной задачей является поиск способов финансирования как текущей деятельности, так и технического перевооружения.
Несмотря на законодательно-правовую работу по демонополизации сферы ЖКХ и изменению механизма финансирования отрасли в нормативных правовых документах и инструктивно-методических материалах не определены направления развития сетевого хозяйства и формирование тарифов в условиях конкурентной среды.
В этой связи целью работы при демонополизации жилищно-коммунальной сферы является разработка методической базы взаимодействия государства и частного сектора как элемента организационно-экономического механизма управления предприятиями системы ЖКХ. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- — проведен анализ зарубежного опыта децентрализации ЖКХ;
- — произведены систематизация и выбор эффективных форм государственно-частного партнерства в сетевом хозяйстве;
- — разработан порядок формирования мно-гоставочных тарифов.
Основная часть
Системный подход к развитию рыночных отношений реализован нами посредством разработки механизма государственно-частного партнерства как совокупности форм и методов, с помощью которых осуществляется взаимодействие государства и частного сектора в ЖКХ, а также методики формирования духставочных тарифов на услуги сетевого хозяйства.
Совместная деятельность государства и частного бизнеса при оказании коммунальных услуг для первого выступает источником дополнительного финансирования инфраструктуры, что сокращает нагрузку на бюджет; а для второго — возможностью работы при постоянном спросе и наличии источника долгосрочного дохода.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это экономические отношения, между государством и хозяйствующими субъектами по поводу использования в течение длительного периода и на возвратной основе ресурсов частного сектора для создания или модернизации общественной инфраструктуры оказания общественных услуг.
Для предприятий и организаций жилищного хозяйства, отраслей, обеспечивающих развитие инфраструктуры жилого района, реструктуризация предполагает их приватизацию. Ответственность государства перед населением за бесперебойное обеспечение коммунальными услугами, требует сохранения объектов инженерной инфраструктуры общего пользования и внешнего благоустройства населенных пунктов в госсобственности.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать ГЧП как механизм, заменяющий приватизацию предприятий виК, электро-, тепло- и газоснабжения, что позволит привлечь частное предпринимательство и в то же время сохранит контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики. В отличие от приватизации как формы возмездной передачи собственности, в партнерствах право собственности за государством сохраняется. Институциональные преобразования позволят расширить участие частного бизнеса в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций государства.
Изучение международной практики образования партнерств показало, что мировыми лидерами в области ГЧП признаны США, великобритания, Франция и Германия.
Анализ распределения ГЧП-проектов по разным странам позволил сделать следующие выводы:
- в Великобритании, США, Новой Зеландии, Канаде, Японии и странах Европейского Союза ГЧП представляет собой структурную трансформацию ранее сложившейся в экономике институциональной среды при изменении условий хозяйственной деятельности государства.
- в странах восточной Европы, а также СНГ происходит формирование новой нормативной правовой базы государственно-частного партнерства. Выбор направления реализации ГЧП-проектов зависит от приоритетности решаемых государством задач.
На основе изучения международной практики и правовых основ Республики Беларусь был отобран ряд форм совместной деятельности государства и частного бизнеса для применения в отечественном ЖКХ.
Как свидетельствует сравнительный анализ концессионных соглашений с арендными и договорами на оказание услуг, в них привлечение инвестиций, современных технологий и управленческого опыта по созданию и управлению инфраструктурой сочетается с контролем со стороны государства. Преимущества концессионных соглашений проявляются в универсальности их применения к различным сферам и объектам, а также в наличии механизма защиты концессионера от неблагоприятных изменений в законодательстве страны-организатора.
Взаимоотношения местных органов власти и субъектов хозяйствования со стороны предложения коммунальных услуг должны состоять в повышении качества услуг при сохранении контроля и ответственности за органами местного самоуправления. Основу системы управления коммунальным хозяйством составляет рациональное разделение функций управления и обслуживания объектов инженерной инфраструктуры, организация договорных взаимоотношений.
Развитие отечественного сетевого хозяйства возможно по следующим направлениям:
- Сохранение коммунальных унитарных предприятий.
- Применение концессионных соглашений. Концессия присуждается только по результатам тендера. Инфраструктурные объекты находятся в коммунальной собственности, а их управление и все связанные с этим коммерческие риски передаются частному бизнесу.
- Использование договоров аренды. В данном случае государство также оставляет в собственности всю коммунальную инфраструктуру, но при этом отвечает за ее реконструкцию и модернизацию.
Сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования в отрасли требует изменения процесса ценообразования для привлечения частного бизнеса. Для решения финансовых проблем ЖКХ представляется важным совершенствование тарифной политики, а именно формирование тарифов на услуги.
Методологически важной особенностью услуг предприятий инженерно-коммунального обеспечения является:
- — большая доля постоянных издержек в себестоимости услуг сетевого хозяйства;
- — процент износа основных фондов составляет 50%;
- — объем предложения коммунальных услуг не зависит от цены на них, а их доступность потребителям определяется состоянием мощностей оборудования и сетей.
Для оценки обоснованности затрат на такие виды жилищно-коммунальных услуг как горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, пользование лифтами введен институт планово-расчетных цен. С его применением процесс формирования тарифов и уровень дотирования отделен от фактических затрат конкретного предприятия путем перехода на нормы и нормирование.
Существующая практика предполагает установление одноставочных тарифов, основанных на нормативном потреблении ресурсов, что позволяет определить минимальные социальные стандарты, расход материальных и финансовых ресурсов, обосновать тарифы.
Мы предлагаем применять двухставоч-ный тариф, т.е. тариф за присоединенную мощность и потребленный ресурс. Достоинством применения таких тарифов ресурсос-набжающими организациями является:
- — во-первых, часть денежного потока организации не зависит от фактических объемов реализации товаров и услуг. Современные тенденции характеризуются постоянным снижением объемов реализации тепловой энергии, воды и услуг по отведению в среднем до 7% в год. В результате организации не компенсируют часть постоянных расходов;
- — во-вторых, денежные средства от применения платы за мощность будут поступать организации равномерно в течение года, в то время как плата за ресурс будет связана непосредственно с периодами его потребления.
Для потребителей положительным моментом является то, что большой процент квартир оснащен индивидуальными приборами учета потребления воды и газа; в договор по оказанию услуг вносятся обязанности поставщика по обеспечению режима и качества услуг и меры ответственности организации коммунального комплекса за их несоблюдение.
Основанием для установления двухставочного тарифа является разделение расходов, непосредственно связанных с оказанием услуг (переменные), и расходов, связанных с эксплуатацией системы коммунальной инфраструктуры (постоянные).
Разработанная нами методика расчета тарифа на коммунальные услуги, состоит из следующих этапов: анализ фактических затрат за предыдущий период и формирование плановой себестоимости для определения целесообразности применения двухставочных тарифов. Учитывая методические подходы к расчету, их применение возможно при значительной доле постоянных расходов в затратах. Как показал анализ, в сетевом хозяйстве Брестской области они достигают 70%, что говорит о возможности их применения.
Свежие комментарии